Весть из будущего

Степан Кондратьев впервые за много месяцев взялся за перо. Должностные обязанности главного конструктора и работа с детьми в радиоклубе отнимали много времени, которого не хватало даже на семью. Но события последних суток столь ошарашивали, что требовали выплеснуть их на бумагу, в мелодию, в песню.

Хотя Ксения Отмахова характеризовала Кондратьева как местную бардовскую знаменитость, Степан давно не лелеял мечты потрясти песнями планету и изменить вселенную. Мастерство оставалось с ним, так что творчество неизбежно содержало мысль и особинку взгляда на мир. Но талантливых людей ныне много, не творит только ленивый. Количество слушателей сравнялось с количеством авторов – это без шуток. Слушают песни других - не эстраду и не шансон - в основном, те, кто сочиняют сами. Также и книги читают те, кто сам втихомолку кропает фэнтези или детективы.

Поэтому общение с листом бумаги (а писал Кондратьев по старинке – перьевой ручкой) давно уже для Степана стало общением с душой, с тонким миром, откуда на свет изливается гармония. Способом настройки и понимания происходящего, даже своего рода прозрения в будущее.

Кончик пера побежал по бумаге, оставляя бисерный след букв и мыслей.

 

Незаметно промелькнуло лето,

В листопаде закружилась осень,

И опять нам не хватает света,

И опять у Бога мы просим

 

Степан ощутил, как разворачивающаяся тугая пружина куплета готова вырваться на свободу припева - и схватил гитару. Слова полились сами.

 

Надежды, любви и совета:

Как быть нам,

Как жить нам,

Как стать нам?

И многая-многая лета,

И чтоб никогда не расстаться.

 

Начало удачно сложилось, но логика не только сюжета, а вечной цикличности сезонов года требовала закольцовки. Без событийной рифмы душа не успокоится. Без неё не будет гармонии.

 

И зима скатилась прочь, мимо,

Как мальчишка с ледяной горки.

Приближение весны зримо,

А желания порой вздорны.

 

Вот! Это то, что нужно! Очищение! Покаяние! Возрождение!

 

Перемелется - мука будет,

Если кто-то без греха - пусть осудит.

Всё вернётся на круги те же,

И захочется нам, как и прежде

 

Надежды, любви и совета:

Как быть нам,

Как жить нам,

Как стать нам?

И многая-многая лета,

И чтоб никогда не расстаться.

 

Степан удовлетворённо отложил гитару. Супруга заглянула в комнату и кивнула – значит, понравилось. И в это время раздался звонок.

С удивлением Кондратьев увидел, что звонок приглашает на конференцию новоиспечённой образовательной мафии. Судя по тому, что Ксения Отмахова возникла на экране с веником в руках, инициатором конференции она не являлась. Анастасия Яковлева, хотя и одетая по-домашнему, сияла как новенький юбилейный рубль и явно пребывала в боевом настроении. Так что подозрение логично падало на неё. Из-за спины мамы выглядывал Мишутка. Антон и Людмила Севастьяновы не могли участвовать в конференции, поскольку с утра выехали в аномальную зону.

- Знаю, что отвлекаю, но не могла не поделиться! – Настя выглядела счастливо-возбуждённой. – Если очень заняты, можем созвониться позже. Если найдётся пятнадцать минут для разговора – не пожалеете.

Степан Максимович проводил взглядом жену, которая знала, что в подобных ситуациях лучше не маячить на заднем плане, и подтвердил готовность к разговору.

- Пятнадцать минут найдётся. И самому пришли свежие мысли.

Ксения Борисовна наконец рассталась с веником и вновь возникла на экране с мгновенно образовавшейся причёской типа «конский хвост» и проницательным взглядом учёного.

- У меня было прозрение! – заявила Настя. – Я видела систему воспитания и образования в будущем. Не знаю, насколько далёком. Думаю, XXII век.

XXII век встретил Настю лёгким ветерком, который приятно ласкал кожу, играл с волосами и доносил запах тайги. Это был всё тот же город Н., над которым не властно время. Всё та же улица Зои Космодемьянской, парк, кафе «Сказка». «Вечные ценности», - улыбнулась Настя. И всё же что-то изменилось. «Люди! – осознала кандидат физматнаук. – Лица у людей другие! В них нет напряжения, нет затаённой тоски, которая столь обычна в наше время. Что же произошло?».

Режиссёр видения быстро перенёс женщину в школу. Это была её школа – легко узнавались двор и ограда. Только кедры вдоль ограды стали большими, взрослыми. А ведь когда-то на школьном субботнике она сажала их своими руками. Оператор навёл резкость, и Настя обнаружила, что двор полон людей. Только не школьников.

- Это школа начального цикла имени академика Анастасии Яковлевой, - раздался голос за кадром.

- Что? – поражённая, переспросила Настя.

Но голос не отвлекался, а вещал своё:

- Здесь теперь учатся и трудятся дети до семи лет.

- А взрослых почему здесь так много?

- Мамы теперь не работают, а занимаются с детьми.

- А что плохого в работе?

- В принципе, ожидаемо, - заметил Кондратьев. – Производство к тому времени будет достаточно автоматизировано.

- Не только в этом дело, - пояснила Настя. – Люди поняли, наука подтвердила, что если в дошкольный период женщина по-настоящему способствует развитию ребёнка, то благо, которое он принесёт впоследствии обществу несравнимо с пользой никакой профессиональной деятельности женщины. Будь она хоть академиком.

- Чисто математически это понятно, - рассудила Ксения Борисовна. – Поработает женщина 5-6 лет, но ребёнок-то, в которого она вложит те же самые принципы, будет трудиться 50-70 лет. Какое мультипликативное плечо! И ребёнок ведь может трудиться с охотой и неохотой, успешно и неуспешно, на пользу человечеству и во вред.

- Если ребёнок всю жизнь охотно и успешно действует на благо человечество, за 5 лет маме с ним не сравниться, - отметил Степан.

- Это в ваше время дети ходили в детские садики, чтобы не мешать взрослым работать, - продолжал голос за кадром. – А сейчас дети сами трудятся. Поэтому и мамы с ними постоянно рядом.

Режиссёр перенёс внимание путешественницы во времени внутрь школы начального цикла. В бывшем классном помещении дети и мамы что-то сосредоточенно шили, в другом – строгали, в третьем - лепили из теста.

- Что они делают? – спросила Настя.

- Пекут хлеб! – с гордостью ответил голос.

- Для кого? –женщина спросила шёпотом, чтобы не нарушать сосредоточенной тишины, хотя и была по сути призраком.

Но ближайший малыш её всё равно услышал:

- Для нашего папы. Он строит новый завод.

- Он разве сможет столько съесть? – обвела глазами Настя полки с хлебобулочной продукцией.

- У него же есть товарищи, - с укоризной, как непонятливой, объяснил ей малыш.

- С кем ты разговариваешь? – оглянулась его мама.

- Это здорово, что дети 5-7 лет не поделки детсадовские изготавливают, которые назавтра выбросят, а участвуют в настоящем материальном производстве, - обрадовалась Ксения Борисовна.

- Но ведь это же трудно – выпекать хлеб, – засомневался Миша.

- Дети пекут его вместе со взрослыми – мамами, бабушками, воспитателями, - успокоила сына мама. – Ты бы хотел таким серьёзным делом заниматься?

- Конечно, хотел бы! – воскликнул мальчик.

- А ведь так и было в крестьянском быту! – напомнила Отмахова. – Дети сызмальства участвовали в хозяйственной деятельности. Приучались к труду и обучались нужному делу на будущее.

- Идея приобщения детей к производительному труду совершенно естественна, - продолжил мысль руководитель детского радиоклуба. - Детям неинтересно заниматься чепухой. Так ведь, Миша? – Миша кивнул. - Они с удовольствием участвуют во взрослых делах. Сколько ни предлагай ребёнку пластмассовую детскую лопаточку, он схватится за взрослую тяжеленную, которую на минуту отложил отец.

- Ребёнок стремится чувствовать значимость своего труда! – поддержала идею Ксения Борисовна. – Это поднимает значимость и самого человека. Откуда возьмётся знаменитый «комплекс неполноценности», который кормит не одно поколение психологов, если ребёнок с пяти лет приносит пользу обществу и гордится этим. И все гордятся им.

- Погоди-ка! – остановила голос за кадром будущий академик Анастасия Яковлева. – Детский труд непросто, но можно было вписать в жизнь первобытного общества или крестьянской среды, но сейчас - в эпоху развитой специализации труда и сложных схем его объединения – это ведь само собой не сделается.

- Точно! – подтвердил голос. – Для этого нужно участие государства и родителей – только все вместе они могут полноценно спланировать процесс, найти в нём место для детского труда.

Насте понравилось, что в школе сохранялась семейная обстановка, влияние семьи. Производственные и учебные помещения были нарядно украшены, в них было приятно находиться.

- При этом, заметь, что недочёты семейного воспитания восполняются опытом и участием других семей, - обратил внимание голос. – Кроме того, эта деятельность получает государственную поддержку – прежде всего научно-методологическую. Воспитание человека будущего – важнейшая задача государства.

В одном из классов методист обучала взрослых основам возрастной психологии.

«Вам надо понимать роль сказки в становлении интеллекта ребёнка. Былины тоже доносят нравственные основы, но это больше подростковое приключенческое чтение. А вот сказка приходит к ребёнку вместе с языком, она сама формирует интеллект, понимание последовательности событий, причин и следствий. То, что впитано со сказкой – не изменишь романами и монографиями. Сказка – это фундамент, длине и ширине которого будущий дом обязан соответствовать».

Настя оценила мастерство лектора – мамочки слушали его очень сосредоточенно. Но при этом активно участвовали в обсуждении практических вопросов, которые вытекали из теории.

«Но некоторые сказки уже трудно понимать из нашей реальности. Что такое «огниво» дети уже не понимают».

«Поэтому взрослым необходимо наполниться сказочным духом и рассказывать сказки на новый манер. Или сочинять новые».

По завершении занятия все участники вернулись к детям, где методист легко и непринуждённо вовлекла ребятишек в творческий процесс, наглядно демонстрируя родителям эффективность того, что только что объясняла.

«Дети, а вы умеете сочинять сказки?»

«Да!» - дружно ответили дети.

«Но ведь вы никогда не….» - начала было одна из мам.

Но методист сделала страшные глаза, и мамочка поняла, что не надо выражать сомнение.

«Про кого будет наша сказка?» - спросила методист.

«Про зайчика!» - ответили девочки.

«Про робота», - заявил один мальчик.

«Про полет в космос!» - добавил другой.

«Значит, это сказка про зайчика, который полетел на Марс спасать своего друга робота», - подытожила сказочница.

«Да», - согласились дети.  

 

- Если мамы настолько серьёзно погружены в воспитательный процесс, то, конечно, обучение им необходимо, - согласился Степан Кондратьев.

Он с удовлетворением вникал в детали организации трудового процесса в школе будущего и узнавал в них многие черты руководимого им радиоклуба.

- Как много дети работают?

- Дети 5-7 лет в будущем ежедневно работают на благо общества по два часа – и это не считается непосильным, а тем более эксплуатацией, - ответила Настя. - Дети не представляют, что можно просто так праздно болтаться без дела. Сам принцип развлечения в будущем не приветствуется. Жизнь детей наполняют разнообразный труд и познание, обретение опыта. Создаются условия для восприятия и укрепления дисциплины и порядка.

- Что весьма отличается от сегодняшних реалий, - заметила Отмахова, - когда детей расхолаживает отсутствие требований, даже разумных, и пропагандируется принцип «что хочу, то и делаю».

- Когда «это я хочу», а «это не хочу» - системное образование, разумеется, невозможно, - подтвердил Степан. – А как наш юный друг отнесётся к идее укрепления дисциплины? – обратился он к Мише.

Миша, возможно, не всё понимал в разговоре взрослых, но тему о порядке поддержал:

- Мне не нравится, что многие ребята на уроках болтают, шумят, играют в телефоне. А вот на физкультуре у нас учитель – у него всё строго. По струнке ходим. Зато всё успеваем – и на канате полазить, и в футбол поиграть.

Что остаётся непонятным

Бурцев А.В. – руководству «Хакарен шел хеатид»

Антон Севастьянов после окончания конференции не убыл обратно в Москву, а задержался в Н. Более того, в Н. прибыл директор Фонда инновационных технологий Леонид Фёдорович Варшавский. Данный факт наводит на мысль, что ожидаемое нами событие уже произошло. Но что это за событие – остаётся неизвестным либо недоступным пониманию.

При поездке загород Севастьянов охотно обсуждал темы, связанные деятельностью Фонда, высказывал взгляды на будущее. Они резко отличаются от принятых у нас, в связи с чем попытки включить Севастьянова в нашу работу представляются бесперспективными.

С этой точки зрения гораздо интересней сам директор Фонда Л.Ф. Варшавский, который выступает на стороне наших конкурентов, но этим нам и близок. Конкуренты – это те, кто имеет схожие цели, кого привлекают одни и те же возможности. Севастьянов неким загадочным образом выпадает из конкуренции и недоступен для понимания и взаимодействия.

При этом Севастьянов проводит много времени со своей вновь сформированной командой, со всеми членами которой, кроме жены Людмилы, он познакомился в Н. Неожиданно в их обсуждения включился и мой знакомый Степан Максимович Кондратьев, хозяин дачи, где проходила встреча с Антоном Севастьяновым. Принцип, по которому формируется команда, остаётся непонятным.

Используя наши технические и организационные возможности удалось установить, что центральной темой бесед компании стали педагогика и воспитание человека будущего. Эту их деятельность стоит держать в поле зрения, но серьёзной опасности она не представляет.

Иногда участники команды касаются темы инопланетян. Либо они обеспокоены угрозой вторжения пришельцев, либо как современные горе-контактёры (ченнелеры) улавливают послания «инопланетного разума», а по сути - сущностей нижнего астрала.

  



Скачать электронную версию книги или купить печатный экземпляр можно здесь.

 



Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: