«Девки, бабы» и материнство

Ко мне приходит рассылка «Рождение любви. Роды с любовью» с сайта Subscribe.ru. Некоторые материалы мне кажутся очень интересными, и я хочу предложить вам один из них.
 

 
Вот, на мой взгляд, интересные рассуждения о образе женщины в современном обществе.
http://vokina.livejournal.com/131964.html#cutid1



Считается хорошим тоном обвинять «Рожану»   (это организация занимающаяся   подготовкой к родам, материнству в Москве) в категоричности. Однако чем глубже я копаю, тем больше понимаю, что во многих вопросах «Рожана» нежна и ласкова, как любящая мать с неразумной   дочерью.
 
Например, на   лекции по подготовке к зачатию для достижения наилучшего результата,   настоятельно рекомендовалось сыграть свадьбу тем, у кого ее не было. Особо ничем не пугали, просто сказали, что лучше это   сделать и немного объяснили почему. И вот мне в прошлую среду открылись еще   более глубинные причины для свадеб и важности перехода (из состояния невесты в жену).

Вы думаете, что я уже писала об этом? Да, писала, и вроде уже пережила и   уложила эти познания, но я не знала, что все еще хуже и еще категоричнее. Я   не «Рожана», потому у меня нет повода подслащивать   пилюлю, а колбасит меня уже почти неделю, так что я   поделюсь с вами, авось отпустит.

По средам я хожу перенимать куклы. В этот раз мы делали «девку-бабу» (муж утащил фотоаппарат, потому фото выложу   позже, пока посмотрите тут http://www.rukukla.ru/article/trya/devkababa_kuklapereverty6.htm).   Я знала, что куклы – это не просто тряпочки, что с их помощью можно что-то   понять, почувствовать, узнать себя. Но так сильно я это ощутила впервые. Шла   она у меня о-очень тяжело, и не только у меня, пока   обсуждали образ, который несет кукла, пока делали, народ успел и позлиться и поплакать и пережить бурю чувств.
 
А суть куклы   такова. «Девка» – нарядная, красивая, с косой, с лентой – вся наружу, показывает   себя во всей красе, во всей своей силе миру. Делает она это не просто так, ее   задача найти своего суженого, привлечь его, а суженый должен быть под стать   ей и обладать такой же силой, как и невеста.
 
Только в этом случае они смогут образовать счастливую   пару, потому и выставляет она себя на обозрение всем. Потом подол   выворачивается, «девка» скрывается внутри, а наружу   появляется «баба». Она более скромно   одета, в платке, одежда спокойных тонов. Но сила-то девкина никуда не делась, просто теперь нет нужды ее всем показывать, сила сохраняется   для себя, для мужа, для семьи, она всегда есть внутри.
 
Сейчас же общество навязывает женщине, что она всегда   должна оставаться «девкой»: стройная фигура,   красивая одежда, привлекательный вид в любом возрасте, а если уже возраст не   позволяет, то хирурги помогут.   Современная женщина всю жизнь находится на ярмарке невест. Стоит только   женщине родить, как она начинает заботиться о фигуре, хотя задачи у нее   сейчас другие и месяцев до 9 ей надо питаться так же, как и беременной. И так   во всем, родила – в максимально сжатые сроки вернулась в состояние девки, т.е. к прежнему добеременному образу жизни – молодец. (Я молчу о том, что большинство после свадьбы не   меняют своего образа жизни).
 
Но в результате с функциями «бабы»:   жена, мать, справляться будучи девкой не получается, самоощущение должно быть   другим, отношение к себе, к миру, к мужу, к детям должно быть другим. Когда делали кукол, было видно, как женщины злятся, делая «бабу». Для меня же   было ключевым открытием, что «девкина» сила   никуда не девается, что она всегда остается.
 
В тот же день я разговаривала со своей подругой, консультантом по ГВ (грудному вскармливанию), которая   сейчас работает с психологом по поводу не вынашиваемой беременности.
 
И они пришли к такому выводу: при наличии мужа, свадьбы,   ребенка (выношенного на гормонах), оставленной работы, которая предполагала   командировки и презентации, не произошло перехода из «девки»   в «бабу». А «девка»   не вынашивает детей и не кормит грудью.
 
Получается, если   женщина не приняла в себе «бабу», то и беременность может не состояться или   она ее не выносит, а если родила, то материнство будет ей не в радость и с ГВ   ей толпа консультантов не поможет.
 
… Вот тут я переведу дух. Это то, что я пытаюсь уложить в голове.
 
У нас культ «девок»,   и потому неудивительно, что есть большие проблемы с беременностью, родами,   материнством. Деланье куклы «девка-баба» на   курсах беременных (а еще лучше при подготовке к зачатию) могло бы стать   хорошей диагностикой готовности к материнству. В процессе ее создания можно   понять, что именно вызывает неприятие, почему. Я сейчас собираюсь делать эту   куклу до тех пор, пока она не начнет у меня получаться легко (да, у меня как   раз с бабой проблем не было, у меня тяжело шла «девка»,   но это другая история).

Ну а современная свадьба увеличивает вероятность перехода, но не гарантирует,   что он состоится, потому что женщины не понимают, что они делают, зачем им   это надо, образ жизни после свадьбы не меняется. Этот же образ жизни   стараются сохранить во время беременности, и после рождения ребенка. С этой   точки зрения рекомендация «Рожаны» о свадьбе -   способ хоть немного увеличить вероятность зачатия и вынашивания здорового   ребенка, авось у кого-то перещелкнет.
       
Вот такие рассуждения. 

 
Раньше на Руси были песни – плачи для невест. Невеста «плакала» готовилась к переходу от свободной незамужней жизни «девки» к жизни «бабы», жены, матери, хозяйки в доме. Через эти песни – плачи девушка внутренне готовилась к новому образу жизни – семейному, когда женщина стоит за мужем – «замужем».
 
А потом следовал обряд обручения, за ним обряд венчания.
 
И во всем этом был глубочайший смысл.
 
У нас в Санкт – Петербурге закончился семинар «Путь женщины». Семинар был очень сильным, неожиданно… И силу ему придали русские хороводы и игры, которыми мы занимались с Александром Абрамовым.
 
Русские хороводы помогли проснуться глубинной памяти о предназначении женщины. О том, что женщина это сердце семьи излучающее любовь.
  
Ирина Лукашова  ilukashova@rambler.ru
 
Клуб осознанного Материнства  www.lukashova.ru


Девки-бабы, Герой-любовник и Ошибка Образного периода

Я этот материал выложил на сайт еще по одной причине. Дело в том, что, на мой взгляд, он имеет отношение к Ошибке Образного периода. В свое время мы обсуждали на круглом столе гипотезу Фаузии Юсуповой о том, что ООП заключалась в создании образа героя (и шире - лидера, руководителя, правителя), что отдалило человека от Бога (герой - защитник, но не творец) и способствовало его деградации.

Но это - в отношении мужчин. А как ООП проявилась в отношении женщин - оставалось неясным. Если честно, до прочтения этой статьи я даже не догадывался о существовании еще одной грани в этом вопросе. А она есть.

Дело в том, что 10 тысячелетии до н.э. произошел (по археологическим данным) переворот в культе Матери Лады. По первоначальному канону она изображалась дородной матроной, а после переворота - стройной девушкой, приподнимающей свои груди. На место Бабы (Златой бабы, Бабы яги, Деметры) пришла Дева (Артемида, Василиса Прекрасная, позднее Дева Мария). Эта реформа канона породила целый спектр противоречивых веяний - от проповеди целомудрия до храмовой проституции, но все они, так или иначе, сводились к отрицанию бабьего, материнского. Так была запущена программа самоуничтожения человечества. О том, как эта программа работает сегодня, прекрасно было описано в статье.

Итак, зрелому мужчине - отцу и творцу - был противопоставлен герой-любовник - юноша, ищущий свою половинку и совершающий подвиги, чтобы привлечь ее внимание. А женщине - жене, матери и хозяйке (управительнице) - была противопоставлена девушка - невеста и вдохновительница на подвиги. По той же самой схеме до сих пор совершаются оранжевые и прочие революции - поманить молодое поколение, отколоть от традиций предков, и их руками разрушать общественные институты, заменить которые разрушители по причине своей неопытности ничем не в состоянии. И так поколение за поколением - все ближе и ближе к пропасти.

Проблема не в том, что герой и невеста хуже отца и матери - это все необходимые этапы жизненного пути человека. Я понял, что ошибался, считая ООП произошла из-за создания образа героя. Нет - из-за его искажения. Из-за искажения образа человека (а вместе с ним и Бога). Этап (частное) поставили на место целого. И получили дурную бесконечность, которая описана в статье - женщина так и не принимает свою бабью долю, стремясь всю жизнь быть девкой, а мужчина не хочет становиться отцом и творцом, предпочитая любовные и военные приключения. Но если ты уже нашел свою любовь - откуда возьмутся приключения? И начинается вечный «Дом-2»: «Жара» и «Новая любовь». «Дом-2» - это идеальное отражение Ошибки Образного периода, Собчак, сама того не понимая, открыла ее и показала всем. Любовь вне рода, вне продолжения рода, абсурдна, но род (родители) участников остаются за периметром - и это магия, усиленная мыслью 35 млн зрителей. Мужчина и женщина должны искать друг друга, но под объективами телекамер они становятся актерами и отдаляются друг от друга бесконечно. «Любовь» стала средством (фиктивные пары) для выживания на проекте и была полностью развенчана. Но хватит, я не отвлекся, но увлекся черезчур.

Отношения «герой - невеста» настолько прочно укоренились в нас и в нашей культуре, что все искусство целиком построено на борьбе и поиске любви. Как сказал Чейз: «Я пишу историю секса и насилия». Но процесс творчества, просто жизни без драм и скандалов, для искусства представляет целую проблему. Даже сказки заканчиваются на свадьбе. И вопрошают разные деятели искусства (и я вопрошал) - а можно ли показать саму жизнь, творчество, созидание так, чтобы было не скучно, без дополнительной любовной или приключенческой интриги. Можно и нужно. Я сам старательно от Ландауна к Мегатрону и Царевне стремился оставить в своих произведениях все меньше борьбы, а больше созидания и любования. Но идеалом жанра являются, конечно, притчи Анастасии. Настолько, насколько эти притчи отличаются от содержания ТВ, настолько и жизнь строителей Родовых поместий отличается от жизни горожанина.

Но пока избыточный акцент «герой - невеста» (в среде анастасиевцев - «добрых молодцев» и «красных девиц») не изжит, и не так легко будет изжит. Даже обращение к фольклору приводит к интересным эффектам - по традиции мы используем фольклор в эстрадных целях - для выступления, и при этом неизбежно выбираем яркую молодежную составляющую, основанную на паре «герой - невеста». Мать если и появляется, то она ждет сына из похода или отдает дочь замуж - другая сторона все той же медали. Радость материнства, отцовства, творения, созидания, труда в фольклоре (да и в других направлениях искусства) есть, но она - не концертна, она буднична. Такие песни поют для себя. Как колыбельные, как покосные. И, скорее всего, передача их будет не фестивальна, а сакральна. Хотя если вспомнить общину Чатал Гуюк (см. конспект Фромма), то у них это было основным состоянием культуры.

Возвращаясь к ООП: основой ошибки был дисбаланс - предпочтение молодого зрелому, яркого - обычному, праздничного - будничному. Бывает и обратное - иной угрюмый не любит праздники, предпочитает серые тона. Должна быть мера во всем. Каждому овощу свое время и свою грядку. Человека нам нужно осознать в его целостности - соединить в себе ребенка, отрока, молодца, мужчину, мудреца (не скажу старца, потому что подозреваю, что старости при таком раскладе не будет). И воина, защитника, и творца, и игреца, и шутника, и строгого судью. Ошибка Образного периода не в какой-то одной стороне жизни (том же молодечестве, героизме), но в указании на нее, в обращении внимания. И осознание ее будет не интеллектуальным, не словесным, но целостностью жизни. Когда интерес к различным граням бытия и человека самого будет не равным, но гармоничным.

В одном из журналов в 90-е годы был напечатан тест - распределив шутки по разным категориям людей пытались рассортировать по ним же - этот по уровню развития ребенок, а этот взрослый, а этот - продвинутый интеллектуал. Меня тогда удивил сам подход: мне казались смешными все шутки - от детских (я же много с детьми работал) до квантовомеханических. Вот что-то похожее, только масштабней и системней, и произойдет с человеком при осознании ООП. И он пройдет по воде, а за ним пройдут и другие.
 


Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: