Философско-художественный роман с элементами мистики и физики.
Глава 30. Мысль материальна.
Послушаем мы с вами, уважаемый читатель, диалог отца Пахомия со Степаном Михеичем о полушариях мозга и другом, с ними связанном. Отец Пахомий вспомнил старый свой интерес, который возник еще, когда он работал психологом. Интерес этот был связан с представлением о материальности мысли и особенностью работы полушарий мозга.
- Я все время, занимаясь ли раньше психологией, а теперь служа в церкви, убеждался на практике, что тезис о материальности мысли – верен! Помню, что первый раз, эта идея проникла в мое сознание еще в юности, когда я посмотрел замечательный фантастический фильм режиссера Квинихидзе «31 июня», помните?
- Помню такой. Там еще много музыки и танцев, как в мюзикле.
- Да музыка там замечательная Александра Зацепина. Актеры, песни, сюжет… Но для меня самым важным оказались некоторые мысли. Это же снимали по фантастическому роману Джона Пристли. В этом фильме я впервые и встретил серьезное отношение к многомерности пространства. Там один из героев говорит, что наши мысли и фантазии должны же где-то существовать! И связывает это с пятимерными мирами! Удивительное прозрение!
- Ну, не очень удивительное, поскольку представление об этом, правда, не в таком ясном виде, уже были в восточных мистических доктринах, потом в сочинениях Блаватской.
- Ну, да. Ну да! Но, все же, там не было четкой взаимосвязи иерархии иных миров с количеством измерений пространства.
- Согласен. Только в «Розе Мира» это положено в основу концепции.
- Когда я услышал от Вас, уважаемый Степан Михеич, что у человека впервые появляется тело в пятимерном мире, так называемое ментальное тело – тело мысли, если сказать по-нашему, то у меня, кажется, начал складываться в голове некий пазл.
- Про ментальное тело, конечно, тоже сказано впервые не мной, а теми же теософами, а у Даниила Андреева в «Розе Мира», оно называется – шельт .
- Неважно! Речь идет о том, что если есть пятимерные миры, где обитают мыслеобразы, имея там свое материальное воплощение, то у мыслящих существ должен быть инструмент воздействия на мыслеобразы, должно быть то, чем их можно, во-первых, воспринимать, во-вторых, видоизменять – переделывать! Должно быть тело в тех мирах. Вот говорят же: мне в голову «пришла мысль». Обычно мы воспринимаем это метафорически, а мне кажется, что нужно воспринимать буквально. То есть, когда вполне материальный мыслеобраз в пятимерном мире входит в район восприятия ментального тела (а может быть, прямо в само это тело – ведь там все по-другому), то мысль становиться «видимой» для человека?!
- Да, там многое иначе и нет таких жестких рамок и границ для «тела». Там это, скорее, похоже на нашу информационную действительность. Там тело, воспринимая мыслеобраз, легко создает его копию внутри себя, а потом уже с этой копией манипулирует, если у него есть соответствующие органы для манипуляций (программа – редактор, процессор) – условные «руки» и «ноги» для работы с мыслью.
- Пусть так. Но я теперь попытаюсь связать это с особенностями функционирования нашего человеческого мозга. – отец Пахомий нарисовал на доске человеческий мозг:
- Есть такая очень важная особенность работы нашего мозга – функциональная асимметрия. Слышали? – Михеич кивнул головой. – Я упрощенно изложу эту особенность, чтобы связать с нашими материалами. Сначала коротко нужно сказать о результатах опытов по исследованию функционирования полушарий головного мозга. Сонная артерия, которая снабжает мозг кровью, раздваивается вблизи мозга. Одна часть при этом проводит кровь в правое полушарие, а вторая – в левое. Когда чуть пережимали одну из артерий, то из-за ухудшения кровоснабжения соответствующее полушарие тормозилось, а другое бодрствовало. Человек, испытуемый, таким образом, жил с одним бодрствующим из полушарий и описывал свои состояния. Оказалось, что при бодрствовании левого полушария человек чувствовал некое эйфорическое состояние (общий бодрый фон). У него улучшались функции речи, счет давался легко, хорошо проходил анализ фактов и их связей, легко строились логические схемы и конструкции, легко давалась письменная речь. Но при этом притуплялись эмоции, речь была менее интонирована, хуже различались оттенки цветов, музыка не воспринималась эмоционально ярко. Происходило общее притупление чувств, при ярком взлете абстрактной мысли. Когда бодрствовало полушарие правое, а левое было заторможено, то картина менялась кардинально. Во-первых, общий фон существования был подавленным, угнетенным. Эмоции были обострены, оттенки цветов, интонации речи и музыка воспринимались ярко и четко. Однако связная речь была затруднена, логика нарушалась, счет, даже достаточно простой, был затруднен, письмо было так же на низком уровне.
- Да, я об этих результатах читал.
- Ну, я продолжу. Если подвести предварительные итоги, то картина вырисовывается следующая: левое полушарие преимущественно отвечает за логическую и аналитическую сторону деятельности мозга, человеческого сознания, а правая – за образно-эмоциональную. Получается, что в сознании есть ярко выраженный волевой центр – активный, который способен перерабатывать мыслеобразы, анализировать их, разлагать, соединять, в общем, что-то в них менять. Он связан с левым полушарием. Есть второй центр чувственно-пассивный. Он отвечает за тонкое восприятие мыслеобраза, его как можно более точное и детальное копирование, сохранение, воспроизведение его во всех тонких оттенках и чертах. Правое полушарие его должно сохранять в целостности и единстве, а левое может абстрагироваться от тонкостей. Поэтому в левом полушарии все воспринимается без деталей, упрощенней, схематичней, «грубее». Итак, налицо такое триединство, когда в сознании, которое выражает себя преимущественно через мозг, присутствуют и воля и чувственность, то есть налицо триединство.
- Любопытно.
- Еще, если проанализировать, как мы строим изучение реальности, модели действительности, то тут тоже можно прийти к интересным выводам. Помните, как Юра «расшифровал» значение слова «разум»?
- Как «различать умение».
- Верно. То есть на первом этапе всякого изучения, мы начинаем с четкого различения изучаемых объектов от всего остального. Для этого мы даем им определения. Но эти определения, в основном, носят либо «волевой» характер, либо «чувственный».
- Это как?
- Просто. «Волевой» характер определения – это, если определение дается через возможные с данным объектом операции: стул – то, на чем можно сидеть, стол – то, на что можно поставить пищу, четное число – можно разделить на 2 без остатка… Здесь все строится на операциях, т.е. на действии, порождаемом волей. Но можно определять и по-другому: стол – гладкая, горизонтальная поверхность, стул – мягкий и удобный… . Здесь мы уже опираемся на чувственные ощущения от объектов, которым даем определения. То есть в мыслительном процессе властвует то же триединство, что и во всей человеческой деятельности. В сознании – одном из трех начал, проявляются и различаются два других – воля и чувственность.
- Точно подмечено! Хочу еще добавить, что это все и есть, то, что Кант называл познанием «от себя», так как мы строим наше определение на наших возможные операциях с предметом, и наших чувствах, им порождаемых…
- Да, верно… Но это еще не все. Я связываю левое полушарие с пятимерным ментальным телом и соответственно с высшим «Я» человека (в терминах традиционной психологии – «альтер эго»), которое живет в прекрасных мирах, где все ясно, гармонично и логично, а выражается в нашем мире преимущественно через левое полушарие человека. Отсюда такое ощущение у человека, когда бодрствует левое полушарие, ощущение гармоничности и логичности мира. А правое – связано с миром низшего «Я» человека, где есть страдания, угнетения, нарушения логики, много эмоций, страстей, грехов и преступлений. Поэтому общий фон при бодрствовании этого полушария – подавленный.
- А, пожалуй, вы правы, отец Пахомий!
- Но это еще не всё. Есть еще важная перекличка с тем богословием, которое мы тут развивали в последние дни.
- Какая же?
- Ну, вот когда обнаружили такую асимметрию в функционировании мозга, то предложили ее использовать, например, при лечении больных с маниакально-депрессивным психозом, применяли лоботомию, т.е. рассекали комиссуры – пучки волокон, связывающие полушария в одно целое. С тем, чтобы человек жил одним полушарием – левым. И, разумеется, это помогало. Люди переставали чувствовать постоянное угнетение, тревогу и прочие симптомы. Вроде это было хорошо. Однако у них терялись творческие способности. Они были практически всем всегда довольны, такие постоянно улыбающиеся идиоты. А для творчества нужно какое-то «недовольство», какая-то неудовлетворенность. И это напрямую связано с тем, что вы говорили о восходящих и нисходящих потоках.
- Поподробнее об этом, пожалуйста!
- Ну, вот, условно, через левое полушарие, которое связано с высшим «Я», идет нисходящий поток. В нем высшая гармония, в нем прекрасная стройность, логичность, завершенность… Но, как вы говорили, нужно все время творить лучшее! Верно?
- Да, в этом суть Божьего Замысла!
- Так вот без нижнего восходящего потока, который несет свободу от всего этого завершенного, который не достроен, не закончен… - без него разъять и снова воссоздать то старое совершенство, но на новом уровне, более высоком и совершенном, оказывается невозможным. Без правого полушария нет творчества, как и без левого. Они нужны оба. Оба потока должны встречаться в сердце для истинного богосотворчества. Да, уточню, «сердце» мозга – это так называемые комиссуры – волокна, соединяющие оба полушария, обеспечивающие их согласованность. Интересно, что в соответствии с законом, который вы называли, как закон развития, открытый Соловьевым, процесс развития мозга происходит именно так. Закон Соловьева выделяет три стадии развития любого объекта (субъекта): сначала в нем некие части находятся в безразличном смешении (почти что хаос), затем они проходят стадию различения и даже разделение, на которой они укрепляются и развиваются в своей самостоятельности и особенности, на этой стадии они даже могут пытаться укрепиться за счет других, подмять их под себя, поглотить… . Но на третьей стадии каждая, уже достаточно развитая самобытная часть начинает утверждать не себя, а других и соединяется с ними в новом прекрасном гармоничном единстве, оставаясь самодостаточной и самобытной. Т.е. все части целого укрепляют друг друга в этой новой целостности. Так вот примерно, судя по данным изучения мозга, и происходит его развитие. Сначала полушария слабо отличаются друг от друга, асимметрии почти нет (на этой стадии у ребенка еще нет самосознания). Комиссуры тоже пока слабоваты, их относительно немного. Но с течением времени по мере обособления и нарастания особости работы полушарий, нарастания асимметрии, растет и густота и мощность комиссур, соединяющих полушария, то есть растет их единство! Вот такая диалектика.
- Вывод замечательный!
- Это еще не все. Я хочу рассказать про, пожалуй, главный для меня, как бывшего психолога результат. Вот интересно, как Вы думаете, что с точки зрения внутренней психической жизни существенно отличает даже самых высших животных от человека?
- Что? Наверное, тот самый разум?
- У некоторых животных есть довольно развитый интеллект.
- Тогда что?
- Наличие самосознания! Даже у самых высших животных его либо нет либо оно в зачаточном состоянии. Например, опыты с обезьянами, шимпанзе, которые считаются наиболее близкими к человеку (это даже по генокоду ясно), показывают, что у них самосознания нет. В частности, это опыты с зеркалом. Когда шимпанзе ставили зеркало, что вначале у них возникал интерес к тому изображению, которое они там видели. Они пытались изучать его, но потом, когда никаких других подтверждений, что там есть реальный другой шимпанзе, они не получали (запахов не было, тактильных ощущений, звуков…), то они быстро теряли интерес к зеркалу. Были еще и другие аналогичные опыты. Или когда ребенок в малолетнем возрасте начинает произносить первые фразы, то он говорит о себе обычно в третьем лице: Коля кушать хочет, Маша хочет домой… (Это как попугай в клетке: «Кеша дурак!»). У ребенка на этой стадии развития еще нет самосознания. Для появления самосознания нужно внутреннее «зеркало». Нужен внутренний диалог двух «Я»! Таким «зеркалом» служит асимметрия полушарий. Понимаете, опыты с полушариями показали, что это как бы два разных «Я» в человеке. Например, у них разная память об одном и том же событии, разные вкусы, разные предпочтения. Поэтому человек часто не может быстро выбрать что-то или не знает, как поступить, потому что он колеблется между этим двумя личностями. Для того, чтобы не возникало шизофрении, одно из полушарий всегда доминирует. В нем и помещается основная – ведущая личность. Но самосознание человека базируется на том, что одна личность внутри человека может думать о другой, оценивать ее, размышлять о ней, выстраивать с ней отношения, вступать в диалог и наоборот.
У животных асимметрия полушарий едва намечена, они практически симметричны. Там внутри нет двух полноценных личностей, и поэтому не могут сложиться отношения между ними, не может быть саморефлексии, нет самосознания.
- То есть, что же это получается: дух не так глубоко вошел в структуры животного, чтобы нарушить симметрию полушарий его мозга? Это перекликается с утверждением Макса Генделя, в книге, которую я упоминал «Космогоническая концепция розенкрейцеров», где он говорит, что дух лишь частично обитает в растениях и животных, а частично вовне, хотя в животных степень его погруженности – больше. В человека же дух входит уже полностью и обитает внутри настолько глубоко, что, видимо, даже нарушает симметрию полушарий, по крайней мере, функционально.
- Это удивительно, но старые факты и утверждения как-то четко находят подтверждение в нашей концепции со всех сторон! - Воскликнул отец Пахомий – Вы дадите мне эту «Концепцию розенкрейцеров» почитать? - и продолжил:
- Еще хочу добавить чисто психологическую картинку, которая тоже «плавно» вытекает из всей этой концепции. Помните, Юрий нам докладывал о нарушениях триединства внутри человека, можно сказать о расстройствах (мне, как психологу, ближе такой термин). Здесь вырисовывается похожая картина. Как я уже говорил, две личности внутри человека выстраивают отношения, ведут диалог, занимаются саморефлексией. Всегда для пользы психического здоровья человека, должно доминировать лишь одно полушарие (одно и тоже все время), иначе может развиться шизофрения. Но! Вот тут и возникают нюансы. Доминировать можно по-разному. Можно просто подавлять своего второго партнера, не признавая его прав на управляющую деятельность, не учитывать его мнения, его предпочтения, не принимать всерьез его желание тоже как-то повлиять на процесс жизнедеятельности человека. А можно, напротив, признавать в нем пусть и неравного, но важного и ценного партнера, мнения и предпочтения которого стоит услышать и даже иногда учесть. Порой даже посоветоваться с ним.
У многих людей внутренние отношения со вторым «Я» к сожалению, происходят по первому типу, то есть через угнетение и подавление второго своего «Я», человек находится не в ладу с самим собой. Он постоянно напряжен, т.к. приходится держать под контролем свое второе «Я», одергивать его, давить… Эти внутренние отношения, человек невольно берет за некий образец и транслирует на внешние отношения с окружающими людьми. Тогда тактика его внешнего поведения сводится либо к подавлению «партнеров», либо (если партнер оказывается гораздо сильнее), к рабскому подчинению ему. Такой человек в основном признает тип отношений хозяин-раб. Плохо бывает, когда он снимает психическое напряжение при помощи каких-либо средств (алкоголь, наркотики…). Тогда его доминирующее «Я» тормозится, а его угнетаемое второе «Я» освобождается от его контроля и, что называется, «отрывается» по полной. Оно выходит наружу, «захватывает власть» над поведением человека. При этом поведение человека может измениться до неузнаваемости.
Если же у человека во внутреннем мире отношение доминантного «Я», со вторым «Я», с партнером, миролюбивые, гармоничные, с учетом его запросов и потребностей (в разумных пределах), то и в своих отношениях с окружающими такой человек предпочитает поведение конструктивного сотрудничества, уважительного доброжелательного отношения к другим и тому подобного.
Конечно, воспитание, окружающая среда, традиции… накладывают отпечаток на поведение в том и другом случае, но это уже более сложная картина, которая интересна практическим психологам.
Отец Пахомий остановился. Посмотрел на Михеича. Тот одобрительно улыбался.
- Что ж, Вы сегодня дали неплохой анализ и ценное дополнение к нашим теоретическим построениям. Я еще добавлю, к Вашему анализу пару штрихов, если позволите?
- Охотно слушаю!
- Вы верно сказали, что для психического здоровья человека, необходимо чтобы одна личность доминировала над другой. Иначе начинается неразбериха и раздрай. Так и с точки зрения эзотерической высшее «Я» человека должно доминировать над низшим «Я» в ситуации нормального функционирования. Однако в нашем мире нарушенных связей, демонически искаженном или, как вы говорите, падшем, в нашем мире чаще доминирует низшее «Я». Люди живут на восходящих потоках, а нисходящих почти не чувствуют. Восходящие потоки энергий идут от низших чакр. Индийский философ и мистик Шри Ауробиндо называет их «витальными», от слова «вита» - по-итальянски «жизнь». Они призваны обеспечивать жизнь в низших мирах, проще говоря, жизнь физическую, которая, по-хорошему, должна подчиняться жизни высшей – духовной. Но демонические силы добились «повреждения» в человеческом существе – которое в христианской мистике известно, как «первородный грех», а в еврейской мистике, как «эйцехоре» – «семя дьявола». Есть такая стихиаль человечества Лилит, о которой, к сожалению, в канонических библейских текстах нет упоминания. Однако в «агаде» - устном предании иудаизма, это существо упоминается. Упоминается оно и в преданиях других древних народов Месопотамии. Сохранились даже ее изображения, хотя понимать их надо условно, ибо представляясь людям, она может принимать разные облики. Так что полностью отрицать ее существование не приходится. Стоит серьезно отнестись к ее деятельности, ибо она очень важна в жизни человеческого рода.
- Да, я давно хотел спросить Вас, Степан Михеич, об этой Лилит, еще, когда впервые прочел «Розу Мира».
- Лилит владеет как бы «клише» или «матрицей», по которой воспроизводится при рождении наше физическое и эфирное тело. В «Розе Мира» объясняется, что женщина только вынашивает ребенка, а формирует его Лилит, которая нам не видима, но ощутима через физическое влечение мужчины и женщины друг к другу. Она единоприсутствует сразу во многих точках эфирного слоя и «кует» цепь рода не только человечества, но и многих, кто рождается в эфирном и физическом слое. Когда-то, очень давно, планетарный демон вторгся в мир Лилит, а через нее имеет влияние и на человеческие тела, ею формируемые. С тех пор цепи рода человеческого, которые формируются именно Лилит, несут в себе это первородное «повреждение», которое дает возможность демоническим силам влиять на низшее «Я» человека, усиливают его (делают восходящий поток более мощным), заставлять низшее «Я» бунтовать против высшего «Я» и против Бога. Об этом и сказано очень коротко в библейском тексте, как о грехопадении и бунте первых людей, Адама и Евы.
- Как именно этот бунт проявляется?
- Видите ли, если говорить очень упрощенно, то Лилит была создана, чтобы размножать низшие тела – эфирную, а затем (после грехопадения) и физическую плоть человека, создавать плотные, тела и обеспечивать их функционирование. То есть множество плотных тел человечества – это как бы ее стихия, среда ее существования и творчества. Именно она ответственна внутри нас за физическое влечение мужчины и женщины с целью размножения. Голос Лилит становится особенно «слышен» внутри человеческого существа в пору полового созревания, а через нее врывается в человека и голос демонических сил. Посмотрите, что происходит с подростками в пору полового созревания: происходит бунт против высших порядков, которые, как ему видится, ограничивают его свободы, свободы его низших желаний. Он бунтует против порядков, установленных родителями, школой, обществом взрослых, религией (если он был верующим)… Древний бунт никуда не делся, он все время воспроизводится в поколениях людей. Посмотрите, как подростков привлекает всякая демоническая чушь: тяжелый рок, его адской музыкой, грубость, насилие, жестокость, татуировки с черепами и оскаленными клыками, самоубийства… Они становятся агрессивными. Порой они откровенно подражают темным силам и поклоняются им. Попадают к ним в плен. Демоническое притягивает их своим инфернальным обаянием.
- Да, проблема известная хорошо, но я и не думал, что она вот так напрямую связана с мистикой пола и выражена еще в библейских сказаниях.
- Как вы полагаете, почему в этом легко ранимом, «нежном возрасте» («тинэйдж» по-английски), посылается человеку первая любовь? Ведь мы уже говорили, что любовь, особенно невзаимная – огромное испытание для души, огонь палящий, боль и тяжесть, которые иногда кажутся неподъемными!
- Я помню, как кто-то из вас говорил, что душа жаждет любви и одновременно боится ее…
- Да! Так вот, отвечая на этот вопрос, почему любовь дается так рано еще не окрепшей душе, еще слабой и слишком нежной, я могу сказать, что это одно из средств, которое как спасательный круг «бросает» Бог юной душе, как щит, как альтернативу, чтобы она во время полового созревания не пала под тяжестью демонических влечений, не ожесточилась окончательно и бесповоротно!
- Слушайте, я вспомнил, что читал в одном исследовании по психологии, что подростки, которые не испытали первую любовь, гораздо чаще вырастают жестокими и даже нередко становятся садистами, насильниками и убийцами. Видимо, это травма, созданная натиском демонических сил, которую мы все испытали во время полового созревания, она может изуродовать душу на всю жизнь?!
- Думаю, Вы очень правы! Бывает так, что когда любовь приходит в юное сердце, и начинается борьба, то побеждает в ней не всегда Высшая сила. Тогда юношеское ожесточение все равно остается в человеке. Но, все же, основная волна демонического натиска на душу с возрастом и, особенно, с упорядочением половой жизни, проходит, ослабевает. Человек вроде входит в более-менее нормальную колею. Вот для чего нужна именно моногамия! Она упорядочивает половую жизнь и дает человеку шанс уменьшить натиск демонических сил.
- Да, разврат очень пагубно влияет на душу человека! Значит, так, оказывается, Лилит, как первая «Ева», «соблазняет» человека до сих пор со времен того давнего первого грехопадения Адама?
- В Библии, в эпизоде, где рассказано про изгнание первых людей из рая, говорится, что дал Бог им «одежды кожаные». Большинство исследователей понимают, что этот библейский символ означает обретение человеком физического тела и нисхождение его в мир более низкий и грубый – на «землю». Как комментирует этот эпизод «Роза Мира»? – Даниил Андреев пишет, что слой, в котором мы живем ныне, не был предназначен изначально для человечества, а был предназначен только для животных. И «изгнание» не было изгнанием, а, напротив – защитой людей. Бог, как мы уже говорили, никого не наказывает, Он всех защищает и спасает. Когда планетарный демон проник в мир Лилит, то это была катастрофа. Люди, ничем не защищенные от мощного влияния демонических сил, могли все стать жертвами Гатунгра (планетарного демона). «Ибо были наги и устыдились». Вот это «были наги» не означает буквальную физическую наготу, а именно незащищенность от влияния демонических сил, а потому они устыдились. Нужно было что-то срочно предпринимать, и людей эвакуировали в этот физический мир, который по первоначальному замыслу был предназначен только для животных. Это опускание их в более грубый мир, который давал людям новые более грубые тела, одновременно, этими телами ослаблял демонический натиск, защищало их от пагубного влияния. Это как рыцарю – тяжело в доспехах, но они его защищают, так и нам тяжело в теле физическом (не для нас оно, а для животного мира), но оно нас защищает. Несмотря на все «печальные обстоятельства», связанные с грехопадением, санкция Высших сил с Лилит не снята. Иначе бы цепь рода человеческого прервалась. Была взята тактика просветления плоти. Чтобы восстановить необходимую иерархичность подчинения низшего «Я» человека – высшему, выработаны в различных религиях свои методы, свой уклад жизни, свои традиции разных народов. Посты, воздержание, простая умеренность во всех телесных желаниях и отправлениях, следование чистоте в жизни и многое подобное – все это помогает держать в узде нашего «коня» - низшее «Я», чтобы им управлял всадник – высшее «Я». А когда восстанавливается естественная иерархия, то есть человек становится праведником или даже святым, то сверху вниз нисходит не только дух человека, но и Дух Божий, сливаясь с ним в одну струю. Происходит то, что Серафим Саровский называл стяжанием Духа Святого или богосотворчество.
- Да, это по нашим православным представлениям и есть цель жизни духовной. Я хочу уточнить, это получается, что «земля», на которую был переселен человек, которая порождает ему волчцы и тернии, где ему приходится «добывать хлеб свой в поте лица» - это все слой, предназначенный сначала для обитания только животных?
- Ну, да. Посмотрите на животных. Им природа приготовила соответствующую «одежду» для соответствующего климата, она приготовила им и «стол и дом». Для них среда обитания очень естественна, гармонична, они к ней максимально приспособлены. Возьмем такой не очень эстетичный предмет, как эскрименты. Животные чаще всего либо равнодушны к нему, либо интересуются, так как он дает им важную информацию…
- И некоторые их даже употребляют в пищу!
- Верно, но для человека это совершенно не так. Он испытывает отвращение к данному предмету. Вот есть такой лозунг: «Что естественно, то не безобразно!». Но для человека это не так. Он существо не совсем от мира сего. Как говорил все тот же Соловьев: человеку постоянно приходится бороться за свое человеческое достоинство. Мы не гадим прямо под себя, как животные, чистим зубы, чтобы не пахло изо рта, моемся с мылом, убираем жилище, носим одежду не только для тепла – все это не для выживания, как у животных, а просто потому, что этого требует наша высшая природа. У нас есть чувство стыда, которое не знакомо животным.
- Дарвиновская теория происхождения и эволюции видов здесь может только развести руками. Ведь просто как вид мы могли бы выжить, оставаясь на уровне троглодитов. Все эти фальшивые лозунги – назад к природе – это все дорога к деградации.
- С дарвиновской теорией в последнее время все очень не просто даже в среде ученых, особенно, когда молекулярная биология и генная инженерия достигли больших глубин и высот. Сейчас многие понимают, что создать путем случайных мутаций такие более развитые и совершенные виды, причем путем естественного отбора, как его понимал еще сам Дарвин – это просто нереально. Есть такая интересная работа нашего соотечественника, между прочим, доктора биологических наук Виктора Щербакова, в которой утверждается, при чем на основе серьезных исследований, что тезис об изменчивости видов как способа выживания, не выдерживает критики. Например, автор говорит, что самыми живучими на земле являются древнейшие бактерии, которые со времен своего появления практически очень мало изменились. Они могут выдерживать огромные изменения температур и давлений, колоссальную радиацию, которые не выдержит ни один другой вид. Далее он опровергает расхожее представление о том, что жизнь – это постоянная изменчивость видов, постоянное совершенствование. Он говорит, что с нарастающей энтропией (хаосом и разрушением живых структур) жизнь борется в основном не совершенствованием, а простым копированием. Более живучим является тот вид, который имеет более мощную систему размножения. Те виды, которые размножаются мириадами – более живучи. Он так же показал, что если вид меняется под действием мутаций, то это может привести к гибели вида, так как появившиеся в результате мутаций изменения чаще всего или бесполезны или вредны, самопроизвольные изменения, согласно законам физики, приводят к нарастанию хаоса – энтропии. Он вводит величину мутагенного давления на вид. Не помню точно, но, кажется, что если оно более 0,06 процента, тот вид, скорее всего, исчезнет (только человеческий вид является исключением). Вот такие данные имеет современная биология – Михеич достал с полки какой-то научный журнал и подал его отцу Пахомию.
Тот взял журнал в руки, но сделал такой жест, что, мол, верит и так, отдав журнал обратно в руки Михеича. А Степан Михеич продолжал:
- Автор говорит: «Мысль, что сама эволюция является целью организмов, находится за пределами естественнонаучной парадигмы». То есть наука не знает, зачем организмам эволюционировать в сторону усложнения и развития! Но для эволюции «природа» кое-что придумала – Михеич продолжил, отложив журнал.
- Например, становится понятным, что половое разделение в природе появилось именно как способ не случайного, а целенаправленного изменения генов. Если очень коротко, то можно сказать так. Женские особи предназначены, чтобы полностью, точно, без всяких изменений передавать, копировать генную информацию от поколения к поколению. Женщина не только хранительница домашнего очага, но и хранительница генофонда. У женщин так называемый полный набор хромосом ХХ. Мужчина специально обделен этим – у него ХУ набор. Он предназначен, чтобы в жизни искать что-то новое, попадать в разные экстремальные ситуации, чтобы вырабатывать полезные признаки или погибать, если признаки – бесполезны. Эти полезные признаки могут потом передаваться поколениям по цепи рода. Слышали про опыты с «крысиным раем»?
- А этот опыты, где крыс помещали в «идеальную» для их жизни среду, но из контейнера, где они жили был один тонкий канал выхода, где помещали по бокам электроды, бьющие током, когда крыса пролезала через электроды, они замыкались ее телом, и она получала удары тока – чем дальше по тоннелю – тем сильнее.
- Да, Вы верно описываете опыт. Понятно, что сунувшиеся туда крысы, получив удар током, возвращались обратно. Однако не все, до смертельной дозы в данном опыте дошли шесть крыс и все были самцами!
- Слушайте, но и эта биологическая информация укладывается в нашу концепцию! Ведь если мужская особь выражает собой преимущественно волевое начало, то ее главная функция – это что-то изменять, как-то развиваться. А женская – выражающая преимущественно чувственное начало, должна чувствовать, «отражая», сохранять, копировать как можно точнее. Материя склонна к симметриям, копированию, отражению, размножению… Верно? Материнское начало так и устроено. Это же нам Николай говорил на основании законов физики.
- Да. Наша цель, чтобы концепция единым образом охватывала и физику, и другие науки, и философию, и религию и даже лирику.
- Про лирику… - я начинаю понимать, что описание мужского поведения, как стремления к приключениям и подвигам, к свершениям и открытиям, а женского – как хранить очаг, ждать ненаглядного, родить детей, в начале питать их – это тоже охватывается этой нашей общей картиной.
- Не боитесь попасть под критику феминисток?! – Михеич похлопал отца Пахомия по плечу.
- Нет, у меня по сану с ними и так расхождения, так что…
- И вот небольшое, но важное дополнение к общей богословской картине: на небесах Бог существует в своем гармоничном триединстве, где все ипостаси равноправны, ни одна не доминирует, каждые две стремятся утвердить третью через любовь и сотворчество – то есть они находятся в совершенной стройности. Когда же кто-то воплощается во вселенной (на «земле»), то он должен различаться с другими воплощенными, а все различия могут базироваться только на первоначальном различие Лиц Троицы. Поэтому любое воплощенное существо выражает собой преимущественно одно из Лиц Троицы. Оно в нем доминирует изначально.
- Да, здесь я с Вами полностью согласен.
- Ну, что ж, у меня просьба, как всегда. Изложить содержание этой нашей беседы в виде доклада и прочесть всем участникам.
- Хорошо, но только с Вашей помощью!
- Договорились.