Возрождение Русской Деревни

На сайте http://www.pravda-tv.ru/2009/04/08/880 появился очень интересный материал о возрождении деревень в Архангельской области. По этой ссылке можно также посмотреть видео сюжет на эту тему.


В наше смутное время перемен, где каждая новость веет негативом, очень здорово, что процесс по восстановлению деревень начат и есть положительный результат. Такие деревни - это, возможно, надежда на спасение России.

Глеб Тюрин придумал возрождать северные деревни, организуя в них ТОСы  -  территориальные органы самоуправления. То, что Тюрин за 4 года сделал в забытой богом архангельской глубинке, не имеет прецедентов. Экспертное сообщество не может понять, как ему это удается: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и при этом незатратна. В западных странах аналогичные проекты стоили бы на порядки дороже. Изумленные иностранцы наперебой приглашают архангелогородца делиться опытом на всевозможных форyмах — в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Тюрин выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется Всемирный банк. Как это все случилось?

Глеб начал ездить по медвежьим углам, чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя делать. Провел десятки сельских сходов. "Местные граждане смотрели на меня, будто я упал с луны. Но в любом социуме есть здоровая часть, которая способна за что-то отвечать.

Глеб Тюрин считает, что сегодня нужно не столько спорить о теориях, сколько думать о реалиях жизни. Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в современных условиях.

Вот как это происходило, и что из этого получилось.

— Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что еще. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны, и ничего у них не может получиться. У нас есть наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по иному посмотреть на себя, на свою ситуацию.

Поморцы начинают думать, и оказывается, что у них много чего есть: лес, земля, недвижимость, другие ресурсы. Многие из которых бесхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща.

Мы находили внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавали из них некое креатив-бюро, учили их работать с идеями и проектами. Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития. В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей. Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при их передовых технологиях.

Принцип эффективности

«Из чего складывается многократное увеличение активов? За счет синергетики, за счет превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему.

Общество представляет набор векторов. Если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен.»

Селяне получают небольшую инвестицию, сами пишут проект и становятся субъектом действия. Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причем ищут самое дешевое решение, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними тренер. Его задача — привести их к ясному пониманию, что они делают и почему, как создать тот проект, который в свою очередь потянет за собой следующий. И чтобы каждый новый проект делал их экономически все более самодостаточными.

В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентной среде, а этап обретения навыков управления ресурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.

Вообще, это некая форма изменения сознания. Население, которое начинает себя осознавать, создает внутри себя некий дееспособный орган и вручает ему мандат доверия. То, что называется органом территориального общественного самоуправления, ТОС. По существу, это то же самое земство, хотя несколько иное, чем было в 19-м веке. Тогда земство было кастовым — купечество, разночинцы. Но смысл — тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие.

Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо- или теплоснабжения, дорог или освещения: они создают будущее своей деревни. Главные продукты их деятельности — новое сообщество и новые отношения, перспектива развития. ТОС в своей деревне создает и старается расширить зону благополучия. Энное количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом. Так ручейки сливаются одну большую полноводную реку.
 


В продолжение темы статья Д.Подушкова (с форума http://forum.kpe.ru/archive/index.php/t-3637.html)
 

Деревня - колыбель Русской цивилизации

Русская цивилизация сложилась в определенных природных и климатических условиях. Колыбелью русской цивилизации, ее матрицей (матрица - мать, матица – главная балка в доме, опора конструкции), которая на протяжении веков постоянно воспроизводит русский национальный тип характера - является именно деревня.

Деревня как зерно русской цивилизации необычайно гармонично встроена в мироздание. Она демонстрирует необычайную устойчивость, несмотря на все природные и социальные катаклизмы. Фактически, деревенский уклад жизни, его основные материальные элементы не менялись на протяжении столетий. Консерватизм деревни, приверженность традиционным ценностям всегда раздражала революционеров и реформаторов, но обеспечивало выживание народу.

Жизнь на земле проста и понятна, она напрямую связана с результатами труда. Человек постоянно находится в общении с Богом, природой, живет в естественном дневном и годовом ритме. Культура твориться человеком, как ритуал общения с Творцом. (Культура – культ Ра, бога солнца. В христианские времена - культ Бога Отца. Без культа Бога культура рождает чудовищ, чему мы все сегодня свидетели). Русский мир - крестьянский мир. Крестьянин – христианин. Через культуру человек от рождения до гробовой доски взаимодействует с природой. Все в деревенской культуре, каждый ее элемент имеет сакральный смысл общения с Творцом, обеспечивает гармоничное существование именно на данной земле, в данной природной зоне. Поэтому культуры всех народов столь разнообразны.

Высокоурбанизированные (живущие преимущественно в городах) народы быстро теряют свою самобытность и попадают в зависимость от совершенно мифических ценностей: виртуальных электронных денег, сочиненной под воздействием человеческих страстей и пороков культуры. Их жизненный ритм сбивается. Ночь превращается в день и наоборот. Быстротечные переносы во времени и пространстве на современных средствах транспорта дают иллюзию свободы…

“Нация сочиняется на земле, а в городах она сожигается. Крупные города русскому человеку противопоказаны… Только земля, воля и изба посреди своего польца служит опорой нации, крепит род его, память, культуру жизни во всем многообразии”. (В.Личутин).

Пока жива деревня - жив русский дух, Россия непобедима. Капитализм, а вслед за ним и социализм, заложил утилитарное, чисто потребительское отношение к деревне, как к сфере производства сельхозпродукта и только. Как вторичного, ущербного по отношению к городу жизненному пространству.

Но деревня - это не только населенный пункт. Это прежде всего образ жизни русского человека, определенный уклад всех культурных, общественных и экономических отношений. Известный экономист 20-х годов Чаянов очень точно уловил отличие деревенской русской цивилизации от прагматической и протестантской по своему духу городской: “В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под “выгодностью” подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью.

“Выгодность” крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянской религией, с крестьянским искусством, с крестьянской этикой, а не только полученным урожаем”.

Вот оно ключевое понятие, которое до сих пор не могут усвоить выросшие на политэкономике социализма руководители! Не производство сельхозпродукта должно являться главной точкой приложения сил для возрождения деревни, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Именно уклад является первичной ценностью. А вот когда он восстановится, тогда и о производстве можно будет забыть. Возрожденная духовно деревня сделает все сама.

Речь не о лаптях и квасе, хотя и о них тоже. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идет о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком.

В мирное время, без войны, русские отступают сегодня со своей деревенской прародины в развращенные цивилизацией города. Прямо на глазах деревенская Атлантида погружается где-то быстрее, где-то медленнее в небытие. Есть в этом процессе много трагичного, но много и справедливого. Справедливого по законам духовного возмездия. В Православии – закона воздаяния. За грехи предков отвечают потомки. Но, чтобы грех не умножился и прервался, потомки должны приложить все силы и зажить чистой жизнью.

Земля устала носить на себе это нерадивое племя, терзающее ее пьяными плугами и бездумной мелиорацией, вырубающее леса и поганящее отбросами своей деятельности реки и озера. Земля сбрасывает его со своего тела, Господь не дает продолжение рода. Пустующие пашни и сенокосы зарастают ольхой – зеленым врачующим пластырем. Земля ждет настоящего хозяина, чтобы возродиться к новой жизни.

Сегодня в деревне происходит два процесса, двигающихся на встречу друг другу. К логическому концу, через вымирание, подошел жизненный цикл деревенского люмпена. В страшных пьяных муках, не оставляя годного к воспроизводству потомства, уходят в небытие наследники тех, кто нарушив все человеческие и высшие законы позарился восемьдесят лет назад на чужое добро, поднял руку на брата своего, поругал святыни. Ему навстречу идет процесс возрождения традиционного деревенского уклада через людей покаявшихся в содеянных своими предками грехах, через тех, кто каждый день словом и делом связывает разорванную нить времен, возрождает традиции.

Мы, русские люди, кто-то раньше, кто-то позже, вышли из деревни. Кто-то, прельстившись городским благополучием, кто-то, чтобы избежать репрессий, кто-то чтобы дать детям образование. А значит и ответственность за возрождение деревни, лежит на всех нас. Кто чем может, в ком жив русский и христианский дух, должен, обязан, остановить сатанинское колесо деревенской разрухи, уничтожающее русское пространство, пожирающее у нации будущее.

Возрождение деревни – и есть возрождение России. Православие и деревня – передовые рубежи обороны за русскую самобытность. Возродим деревню – возродим корень, питающий дух и тело нации.

Суровый крестьянский дед с окладистой бородой смотрит на меня с фотографии - мой прадед Михаил. Его дети тоже оставили землю когда-то в поисках лучшей доли… Время возвращаться на круги своя.


 










Профсоюз Добрых Сказочников


Ландаун том 1


Ландаун том 2


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: