Китайский городовой

"22 июня на площадке перед конноспортивным комплексом "Казань" состоялась презентация 50 новых автобусов китайской марки "Higer". По словам мэра Казани, новые автобусы поступают в столицу Татарстана практически каждый день. В сентябре их будет уже около 800. Всего же до октября будет поставлено более 1100 единиц техники. Разработка транспортной схемы и закупка более 1100 новых автобусов обошлись Казани в 3 млрд. рублей".

ИА "Татар-Информ"

Несмотря на яростные протесты казанских перевозчиков, власти города приступили к осуществлению своей давней идеи - внедрению новой транспортной схемы и замене "Газелей" и ПАЗов на новые крупногабаритные автобусы. Причем из всех возможных вариантов был выбран китайский Higer. Почему? Свою версию предлагает Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.

Вряд ли кто будет спорить, что к 2005 году проблема пассажирских перевозок в Казани была фактически решена. Ушли в прошлое утомительные ожидания и штурмы автобусов в часы пик. Конечно, оставались еще проблемы культуры обслуживания, но и они постепенно решались. Владельцы автобусов сами наказывали - вплоть до увольнения - водителей, замеченных в хамском отношении к пассажирам. А вот с улучшением качества подвижного состава - заменой старых автобусов на новые - возникла "неувязка". Почему? Городские власти наложили "мораторий на обновление", а попросту ввели негласный запрет на покупку новых машин. Приобрести новый автобус предприниматель, конечно, мог, но не мог получить разрешительные документы, чтобы выпустить ее на линию… А потом в городе сменилась власть. И началось.

Едва возглавив город, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнет работу - "проблема с перевозками, весь этот бардак с "Газелями"… "Газели" свою роль выполнили, и на сегодняшний день они уже вчерашние". Большинство перевозчиков тогда решили, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился. Казалось, что упорное желание властей очистить городские улицы от "Газелей" и ПАЗиков - обычное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников - не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать там, где их нет. Но чем больше было разговоров о грядущих революционных преобразованиях в сфере перевозок, чем больше произносилось красивых слов о том, что вместо "Газелей" да ПАЗиков пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее становилось ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает.

Ну а когда, было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (с заранее предсказуемым результатом), стало очевидно, что за заботой о горожанах готовится банальный передел рынка перевозок, продиктованный стремлением городской власти установить в этой сфере новый "порядок". Ценой полного разрушения установившейся системы и введением диктата чиновников. Судите сами. Ежедневно общественный транспорт Казани совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше - метро, троллейбусы, трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. В 2005 году из этой суммы около половины приходилось на частников.

Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей не приходилось. С каждого проданного билета частнику доставалось чуть меньше рубля, 6-7 рублей составляли расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация, выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около 2 рублей с каждого проданного билета, уходили в негласный, но жесткий коррупционный "налог" - взятки, благодарности и откупные за саму возможность работать. Вероятно, именно эти 2 рубля с каждого билета (а это около 1 миллиона рублей в день!) и не давали покоя властям. Решено было сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей. Так было бы легче договариваться. "По честному". Или "по совести".

Стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургского НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешевые исследования, чтобы "выяснить" очевидные вещи? Например, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в "Стратегию развития Казани до 2015 года", в раздел 3.3.1 и узнать, что "транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется". Там же можно было прочесть, что "количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на 1 тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 26% от объемов предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной". Вот ведь где была собака зарыта! Автомобилей стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас уже два года пытаются убедить, что стоит избавить город от "Газелей" и ПАЗиков, заменить их на более вместимые автобусы, и сразу исчезнут пробки.

Год назад зампред Комитета по транспорту и связи Людмила Алешина так и говорила: "В городе - 2103 автобуса, из них порядка 450 - автобусы большой вместимости, остальная часть - "Газели" и ПАЗы. Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани". Святая простота! Да даже если загнать в гаражи и на стоянки все без исключения автобусы - большие и маленькие, комфортабельные и не очень - казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее 1% от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться - на 5 тысяч единиц в год. 29 сентября прошлого года в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" Ильсур Метшин заявил: "С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных - чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости. Мэрия планирует приобрести автобусы производства ОАО "НефАЗ", входящего в группу компаний "КамАЗ". Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу".

И вот… Первая партия НЕФАЗов появилась в городе не с начала года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Но прошлогоднее лукавство градоначальника было адресовано не столько горожанам, сколько перевозчикам. Готовился конкурс на право работать на рынке пассажирских перевозок. И предпринимателям был дан четкий сигнал: если вы не способны быстро обновить подвижной состав, то на конкурс можете не соваться, делать там вам нечего. Дело в том, что по условиям конкурса половину автобусов перевозчики должны были заменить на новые уже к 5 апреля. А к 1 августа обновление автобусного парка должно было быть завершено. Именно завершено, а не "заключено договоров на приобретение автобусов", как сегодня мямлят городские чиновники. Многие перевозчики, прочитав предельно жесткие условия конкурса, прикинув свои возможности, решили на конкурс не идти. А пошли на него те, кому, по всей видимости, "шепнули", что условия выполнять совсем не обязательно, что сроки покупки новых автобусов можно будет перенести. Так оно и вышло.

К 5 апреля ни один - НИ ОДИН! - победитель конкурса его условия не выполнил. И формально, конкурс можно и нужно отменять уже только по этой причине. К тому же, как решило татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы, условия конкурса противоречат российскому законодательству. Было вынесено предписание ФАС - отменить итоги конкурса. Но городские власти предписание игнорировали, подали жалобу в Арбитражный суд и, не дожидаясь его решения, объявили, что с 1 июля новая схема пассажирских перевозок будет введена. А если суд оставит в силе предписание ФАС? Откуда такая уверенность, что суд отменит предписание антимонопольщиков? У нас что, суд работает по звонку из мэрии? Или решение судей уже неким образом "простимулировано"?

Впрочем, если в скором времени в Казани разразится арбитражно-мэрский коррупционный скандал, лично меня это ничуть не удивит. И вот почему. В сентябре прошлого года, как я уже писал, Ильсур Метшин заявил, что "сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов". А недавно татарстанские официальные СМИ проговорились. Оказалось, что переговоры вели не "сами перевозчики", а лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Который договорился о покупке 800 китайских автобусов на сумму почти в 2,5 миллиарда рублей. Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться. Что тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10% суммы контракта. У кого проблемы с математикой, напомню, что с 2,5 миллиардов - это 250 миллионов рублей.

У меня нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой то ли слухов, то ли фактов прокуратура занимается. Но однозначно и доказательно, в случае проявленного интереса, могу заверить, что для Марата Загидуллова "китайский контракт" далеко не первый, когда он оказывается в эпицентре подобных разговоров. Никто не будет спорить, что китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку. А наши производители остались в стороне. Цинизм еще и в том, что в историю оказались втянуты казанцы, а забота об их интересах стала дымовой завесой -приобретение Казанью 200 НЕФАЗов оказалось не более чем операцией прикрытия, предпринятой для отвода глаз. Якобы город покупает автобусы разных производителей. А то, что камазовскому дочернему предприятию достанутся деньги несоизмеримо меньше суммы, которая уйдет в Китай, это уже никого не должно волновать. Конкуренция!

Да, НЕФАЗы немного дороже китайских автобусов. Но их обслуживание дешевле. К тому же все деньги остались бы в России, а не ушли в Поднебесную. В свое время Никита Хрущев, советовал "догнать Америку, но не обгонять ее. Чтобы американцы не увидели наш голый зад". Казанские власти своего голого зада не стесняются. Даже не думают о том, что Казань расположена не в Африке, дожди и снегопады у нас не редкость. А состояние ливневок и процесс расчистки зимних снежных завалов - оставляют желать лучшего. Смогут ли китайские автобусы ездить по нашим сугробам и огромным лужам? Вопрос остается открытым. Под радостный шум презентаций незаметно отошли на второй план разговоры о новой транспортной схеме.

Сегодня подконтрольные властям СМИ изображают перевозчиков, сопротивляющихся волюнтаризму мэрии, противниками обновления автобусного парка. Мол, они хотят и дальше возить казанцев "на ржавых ПАЗиках и "Газелях". Хотя это совершенно не так. Перевозчики изначально выступают под лозунгом "Большие автобусы не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с "Газелями" и ПАЗами!". Справедливости ради надо сказать, что перевозчики сами дали повод, чтобы вектор общественного настроения несколько изменился. Дело в том, что на следующий день после того, как в город пришла первая партия НЕФАЗов, часть перевозчиков вышла на пикет. Власть немедленно использовала этот инцидент, чтобы выставить всех казанских перевозчиков в невыгодном свете - ретроградами, заботящимися только о своей выгоде.

Тем не менее, борьба продолжается. Борьба за пассажиров. В которой, увы, и перевозчики, и пассажиры Казани оказались заложниками куда более серьезных интересов людей, облеченных властью.


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: