Блюдо с холодцом, или раскрепощенная журналистика

От "вольтовой дуги мироздания" - к тележке мародера
Читаю в газете "Завтра": "Но Саддам - значительно больше, чем политик, полководец и лидер. Он - святой. Ибо явлен в мире, где предельно и открыто сразились Добро и Зло. Природное, человеческое, божественное, предполагающее цветущее многообразие мира. И "машинное", бесчеловечное, сатанинское, отрицающее цветущую красоту истории, свободный выбор народов. В этой космической схватке, в "вольтовой дуге" мироздания Саддам Хусейн сражается за Бога против Шайтана, за человека против машины, за историческое творчество против диктатуры звездно-полосатого фашиста. И эту святость чувствует мусульманин-араб, католик-франзцуз, лютеранин-немец, православный русский, конфуцианец-китаец, буддист-индус. Это ощущение космической битвы выводит на улицы мировых столиц миллионные демонстрации. Это присутствие святости заставляет молиться за Саддама в мечетях, церквах и пагодах", - заходится А. Проханов.

Реальность расставила все по местам. Космическая битва стала обычным мародерством. Не знаю, как там буддист-индус и лютеранин-немец, зато все видели, какую святость чувствуют мусульмане-арабы. Цветущая красота истории была показана всеми каналами: мусульмане-арабы разграбили родную столицу так, как ее не разграбил бы ни один завоеватель - мародерствовали не поодиночке, а семьями - весело и увлеченно.

Примечательно, что арабские женщины вовсе не были похожи на порабощенных женщин Востока: по части мародерства они ничем не уступали арабским мужчинам. Об арабских детях нечего и говорить. И арабы Багдада победили: они оставили космического Шайтана без холодильников, телевизоров, компьютеров и мебели. Короток же был путь от "вольтовой дуги" мироздания до дивана на тележке арабского мародера.

Хосров бил, а не был
Вышел пятый в этом году (в валовой нумерации - пятнадцатый) номер газеты "Татарский мир". Газета определила себя как "просветительская". Решил просветиться и я.
Страница 8. Полосный материал Сергея Кляшторного, завсектором тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН называется "Россия и тюркские народы: евразийская перспектива". На этот раз известный ученый, сыгравший большую роль в легализации так называемого "1000-летия Казани", порадовал не тем, что написал, а тем, о чем не стал писать.
Обычно, когда речь заходит о евразийской перспективе, начинаются разговоры о так называемой "комплиментарности" (этим термином широко пользовался Л.Н. Гумилев) наций на примере русских и тюрков. На основе этой "комплиментарности" (нечто вроде симпатии, пусть и неосознанной, одних наций к другим) выводятся евразийские геополитические построения, основными направлениями которых являются выраженное антизападничество, умаление прав личности по сравнению с так называемыми "правами народов", склонность к самоизоляции.

Сергей Кляшторный, надо отдать ему должное, избегает этих разговоров: Практика показала, что гумилевская "комплиментарность" тюрков и русских почему-то совершенно не помешала массовому выезду русских из тюркских республик бывшего СССР - интересно, какие тюркские комплименты заставили сняться с насиженных мест сотни тысяч русских семей? Но было на полосе и то, что огорчило. Среди высококачественных иллюстраций на читателя смотрит изображение сасанидского блюда из эрмитажной коллекции. Подпись под ним говорит "Хазарский царь Хосрой Ануширван".

Но Хосрой (Хосров) I Ануширван был не хазарским, а персидским царем, и если имел касательство к хазарам, то разве лишь как их победитель на Кавказе. Говоря проще, он бил хазар, а не был их царем.

Пока ахинея не стала аксиомой
К этой главке я приступаю с чувством некоторой неловкости. Во-первых, рискую прослыть занудным педантом. Во-вторых, могут спросить, не слишком ли много места я трачу на какие-то газетные глупости, носящие характер откровенной ахинеи? А все из-за того, что на 6-й полосе той же газеты Рональда Зеленова, поместив свой материал под рубрикой "Татары в российской столице", решила раскрыть читателям глаза на службу татар в гвардии.
Она без тени смущения утверждает, что "С начала XIX века Отдельный гвардейский корпус комплектовался только из мусульман. В основном это были выходцы из Поволжья, польско-литовские и крымские татары, а также кавказские горцы".

Попытка опровергнуть такие заявления неизбежно будут напоминать попытку убедить, что солнце не всходит с запада. Но куда деваться, приходится опровергать: ведь простодушные и склонные верить газетам школьные учителя могут заботливо вырезать зеленовскую статью и использовать ее для просвещения еще более простодушных школьников. И ахинея о русской императорской гвардии, состоящей исключительно из мусульман, получит в Татарии тот же статус непреложной истины, что и утверждение о Кремле как о сохранившейся татарской крепости.

Года через два ребятишки в школах будут писать рефераты о мусульманской императорской гвардии (так же как сейчас они пишут о кремле как о сохранившейся татарской крепости) и тогда уже любое слово недоумения будет воспринято в лучшем случае как слово не читающего просветительских газет темного человека, а конкретно мое слово - как усилия сиониста вбить клин между русскими и татарами.

Итак, начнем с того, что Отдельного гвардейского корпуса в начале XIX века просто не было - называться так гвардейский корпус стал лишь в 1829 году. А что до "комплектования только из мусульман всей гвардии" (а до 1914 года она из этого корпуса да одного флотского экипажа и состояла), то это откровенный бред.
Если принимать на веру написанное в газете, то совершенно непонятно, для кого был построен Преображенский всей Гвардии собор, неподалеку от которого мне довелось жить в Питере. И как-то слишком уж экстравагантно название "Преображенский" для полка, состоящего из мусульман, отрицающих божественность Иисуса, а стало быть, и Его Преображение.

Рональда Зеленова много пишет об Императорском Конвое, но умалчивает о том, что Конвой был единственной гвардейской частью, в которой были мусульманские подразделения. К тому же автор, предполагая, очевидно, что далеко не у всех под рукой есть книжка С. Петина по истории Императорского конвоя, прибегает к явной передержке. Она пишет: "В 1845 году он (конвой - Д.Б.) состоял из четырех команд и на три четверти из мусульман. В него входили лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, команда лезгин, команда мусульман, команда линейных казаков".

Передержка состоит в том, что как равнозначные отдельные подразделения перечисляются Кавказско-горский полуэскадрон и команды. В то время как команды являлись составными частями упомянутого полуэскадрона.
Это все равно, что на вопрос, кто построился на плацу, отвечать: первая рота, первый взвод, второй взвод, третий взвод, первое отделение и так до бесконечности, хотя на плацу стоит лишь одна рота, из всех этих взводов и отделений состоящая.

Что же касается поволжских татар, которыми, по мнению Р. Зеленовой, в основном комплектовалась вся императорская гвардия, то именно их число среди и так не очень многочисленных мусульман гвардии было гораздо более скромным, чем число крымских татар и горцев Кавказа - все это довольно легко установить по именным спискам гвардейских частей, хранящимся в Российском Военно-историческом архиве.

В той же статье Р. Зеленова причисляет Мухаммеда Шефи Шамиля, младшего сына знаменитого имама, к выпускникам то ли кадетского, то ли Пажеского корпуса. Но М.Ш. Шамиль никаких корпусов не кончал, а 8 апреля 1861 г. в возрасте 22 лет был определен на службу корнетом лейб-гвардии в Кавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя. В 1864 г. произведен в поручики, через два года в штаб-ротмистры. В 1869 году выехал в длительный отпуск за границу - во Францию, Англию, Германию, Турцию, Италию. В 1871 г. произведен в ротмистры и утвержден командиром взвода горцев в царском конвое. В 1876 г. произведен в полковники. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. просился на фронт, однако царь не отпустил его. Уволен в запас с присвоением звания генерал-майора и причислением к армейской кавалерии. Последние годы жизни Мухаммеда Шефи прошли в Казани, а умер он в августе 1906 г. в Кисловодске.

В остальном же газета хороша: там есть обстоятельные материалы Резеды Даутовой о татарских слободах, живо написанный очерк об Иакинфе Бичурине, пусть небесспорный, но полезный хотя бы как справка материал о турецких султанах и много других интересных материалов.

"Ограничивался пожурением"
Недавно получил приглашение на семинар "Раскрепощенная журналистика: как играть по правилам". Судя по программе, три часа там будут обсуждать вопрос "Вред и польза журналистских "разборок". Не знаю, будет ли у меня возможность высказать там свое мнение, а поэтому о кое-чем скажу здесь.

По моему убеждению, читателям, за исключением очень немногих, интересны все-таки не разборки, а информация, а также мнение либо авторитетных лиц, либо самого журналиста. Уже тот факт, что люди не одинаковы, предполагает наличие разных, порой противоположных мнений. Мнения эти могут быть высказаны по-разному: в спокойной академической манере, со страстной полемичностью, с усмешкой, а то и с издевкой. И тут создается почва для "разборок".

Специфика заметок делает меня, к сожалению, довольно частым участником этих разборок. Накопился опыт. Выработались некоторые правила.
Первое и основное: обсуждению в полемике подлежат тексты оппонента, а не его личность. Бывает так, что написавший неприятный тебе текст человек имеет такие черты внешности и поведения, обыгрывание которых наверняка вызовет смех у довольно большой части читателей - я это знаю наверняка. Но это же обыгрывание вызовет кривую усмешку и сожаление у другой, пусть меньшей, их части. И желание не уронить себя в глазах именно этих читателей служит для меня хорошим тормозом.

С радостью убедился, что мой призыв на страницах "МКТ" не прозвучал впустую, и некоторые уважаемые татарские ученые уклонились от сведения счетов в полемике на страницах "Звезды Поволжья", принявшей совершенно неприличные даже для местного научного сообщества формы.

Ученые порадовали, зато писатель огорчил
Ныне живущий писатель Владимир Лавришко в той же "ЗП" решил вспомнить покойного писателя Гарифа Ахунова. Вот деталь воспоминаний: "Помню лишь, что вполне молодой тогда Гариф Ахунов все силился приподнять голову из бдюда с остатком холодца, и когда это ему на мгновение удавалось, влюблено и укоризненно обращался к моей жене: "Иля!.. Иля!.." И падал головой обратно в холодец".

Еще деталь. Вот Гариф Ахунов выступает на писательском съезде: "Нии-идавна-аа.. с дилигасией татарски-их пи-сателей мы были в Индии. Подарили индийским друзиям книгу Рабиндраната-аа Тагора на татареском языке" и т.д. в том же духе. Ужасно смело и смешно - вполне раскрепощенная журналистика. Жаль, что писателя не пригласили на семинар - стал бы звездой собрания.

В другом номере "Звезды Поволжья" публикуются отрывки из жития знаменитого партийца Фикрята Табеева, сочиненного Ягсуфом Шафиковым. Из жития мы узнаем не только о прекрасном во всех отношения Фикряте Ахметжановиче, но и менее прекрасных партийцах. "Тот же Мусин Р.М., будучи первым секретарем Казанского горкома партии, был известен в узких партийных кругах чрезмерной любовью к алкоголю, если не сказать хуже. Фикрят Ахметжанович Табеев, будучи первым секретарем обкома, мог его стереть в порошок в любое время. Однако он его воспитывал, ограничивался пожурением, беседой в узком кругу".

Надо ли говорить, что тот, в отношении которого ныне живущий Ф.А.Табеев гуманно "ограничивался пожурением", давно лежит на Арском кладбище, а его имя носит казанская улица.

Есть расхожая фраза о том, что наступает возраст, когда пора задуматься о вечном. У каждого это выглядит по-своему: один бросает пить, другой не забывает покормить дворовую кошку, третий перестает злословить хотя бы о покойниках.

Будем надеяться, что такой возраст придет и к Владимиру Лавришко и к Ягсуфу Шафикову. Ведь рано или поздно всех нас неизбежно встретит Тот, Кто может не "ограничиться пожурением".

 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: