Сивый мерин ржал раскатисто

Гольберги, Quin и "Циндапы"
В прошлое воскресенье купил третью книгу замечательного издательского проекта ТК "DOMO". В этой книге собраны сочинения Э.Т. Турнерелли, касающиеся Казани как на языке оригинала, так и в русском переводе.
Существенной частью книги (более трети объема) является сочинение трех университетских историков - докторов наук, двое из которых имеют к тому же и профессорское звание. Называется сочинение "Казанское житье" и находится в русле модного сейчас в исторической науке направления - истории повседневности.

Вообще-то можно было бы и не обращать внимание на то, как под пером авторов Гальберг стал Гольбергом, Казанское общество водоснабжения - "Обществом казанского водоснабжения", губернатор Жеванов стал Живановым, бани Соболевых стали "банями Соболевского", мотоцикл "Цюндапп" назван "Циндапом". И даже на то, что вполне образованные люди изъясняются так: "В интерьере жителя Казани…". Но когда как бы специалисты по истории повседневности, описывая музыкальные пристрастия казанцев, пишут названия известнейших групп Boney М., Smokie и Queen как "Boni M", "Smoki" и "Quin", то закрадывается подозрение, что ты читаешь текст трех халтурщиц.

Столько не живут
Подозрение усиливается с первых страниц. "Прибывшие в Казань в 1882 году немецкие ученые во главе с естествоиспытателем О. Финшем признавали…", - пишут авторы. Но Отто Финш был в Казани только в 1876 году, а в 1882 он находился в Океании. "Если верить дневниковым записям казанского архиепископа Серапиона, в январе 1803 года ртуть в термометре опускалась до 47 градусов мороза", - продолжают удивлять нас три доктора наук.
Родительски поясняю докторам, что ртуть замерзает при -39°C и уже никуда опускаться не может. Более чем вероятно, что при минус 39 она замерзала и в 1803 году.

"Как свидетельствует урбанист А. Зорин, "в середине XIX века освещение в городах России было распространено очень слабо",
- читаем и удивляемся. Урбанист А. Зорин, родившийся в 1961 году, может лишь ссылаться на чьи-то свидетельства, касающиеся середины позапрошлого века, свидетельствовать же сам не может - столько просто не живут.

Фантазии на темы транспорта и связи
"Телефон появился в городе в 1882 году. Он с самого начала находился в государственной монополии", - пытаются обмануть нас авторы. Но мы твердо знаем, что до 1888 года телефонные линии в Казани были частными.
Точно также трем докторам исторических наук не удастся ввести нас в заблуждение и насчет того, когда появилась первая телефонная связь с Москвой: она появилась только в 1926, а совсем не в 1905 году.
От связи к транспорту. "В первые годы существования конка обслуживала в основном центральную часть города", - самоуверенно утверждают авторы. И напрасно: сначала были открыты две линии: "Волжская" - от Толчка до Дальнего устья и "Проломная" - от Толчка по Проломной улицы через Рыбную площадь до церкви Сошествия Св. Духа в Суконной слободе. Так что центр сразу получил соединение с окраинами (разумеется, не со всеми сразу).

Совершенно фантастическим являются слова о том, что "электрические вагоны стали возить горожан… через Кизическую дамбу". Всем, кто хотя бы в общих чертах знаком с историей казанского трамвая, известно, что по этой дамбе трамвай пошел не в 1900 году, а спустя более тридцати лет.

Водопроводная ахинея
Для меня всегда было загадкой, как можно писать о каком-либо предмете, не имея о нем представления. Вот как представляют себе авторы старый казанский водопровод:
"Общество казанского водоснабжения проложило трубы с питьевой водой от ключей деревни Пановка до Арского поля, где был оборудован бассейн... Воду из этого бассейна водовозы развозили в бочках по домам и продавали её обывателям. Оттуда же пожарные брали воду для тушения огня, возникавшего в центральной части города".


Так и видится картина: в центре города пожар, а пожарные лошади мчатся на Арское поле, чтобы из бассейна заправиться водой и уже оттуда снова скакать в центр. Но наши предки не были идиотами. И бассейном именовался не некий открытый водоем, а очень хорошо закрытый каменный резервуар, который и сейчас находится на участке КУП "Водоканал" на ул. Горького. Этот резервуар служил для снабжения водой нижней части города. Арский резервуар (или "бассейн") был рассчитан на 200 тыс. ведер воды и разделялся поперечной стенкой на две части - расходную и запасную, из которых каждая имеет по 21,3 м в длину и ширину, 2,7 м в высоту. Резервуар наполнялся двумя 4-дюймовыми ответвлениями главной магистрали, проложенной по его верху и входящей в распределительную камеру Арского резервуара. Оборудование распределительной камеры Арского резервуара позволяло в случае необходимости (например, при пожаре) снабжать нижнюю часть Казани водой помимо резервуара.

На линиях старого казанского водопровода было 220 пожарных кранов и больше десятка пожарных водоемов. Пожарные линии регулярно проверялись городскими служащими на предмет обеспечения должного давления воды. А водовозы наполняли свои бочки водой не у бассейна, а у водоразборных будок.

И все сказанное не секрет: об этом еще в 1913 году рассказал в своей книжке барон Типольт, директор казанского водопровода.

Сначала узнай, потом пиши
"Для заболевших казанских бедняков устраивались холерные бараки. В 1848 году такой барак был при Стекольном заводе в пригороде Казани (ныне поселок Васильево)", - из этой фразы понятно, что все три автора слабо знают как Казань, так и Васильево. Докторам исторических наук, взявшимся писать о Казани, не помешало бы знать, что стекольный завод в Васильеве купец П.М. Богданов основал спустя 53 года после описываемых событий. И что стекольный завод был на окраине Казани - он находился в полуверсте к западу от старого здания вокзала и отмечен на всех старых планах города.

Довольно странен язык исследования. Бывает, авторы впадают в наукообразие: тут и многократное повторение роскошного слова "рекреация", тут вам и "власть маркировала городское хозяйство элементами…", нашлось место и "социально-пространственному контексту". А бывает, что впадают в безудержную художественность: "Когда-то проложенная здесь линия конки шла на крутой подъем, и каждый раз на помощь лошадям, везущим вагон, впрягали огромного сивого мерина по кличке Петрушка, приветствовавшего пассажиров громким раскатистым ржанием".

Я хотел было назвать колонку "Бред сивой кобылы", но подумал, что заглавие выйдет обидным. И воспользовался подсказкой авторов - профессора д-ра Елены Вишленковой, доцента на должности профессора д-ра Светланы Малышевой и профессора д-ра Аллы Сальниковой...

3 октября 2005 года


 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: