Реконструкция по-казански: мы теряем - они находят

"Мы приглашаем наших читателей, историков, архитекторов, казанских старожилов, всех, кому дорога Казань, принять участие в нашем разговоре. Возможно, мы успеем хоть что-то спасти", - с таким обращением выступила на прошлой неделе редакция "Времени и денег". Спасти, конечно, ничего не удастся, но отчего бы не поговорить?

Итак, июль этого года. Жара. Улица Тельмана, бывшая Попова Гора. На четной ее стороне, у излома, где она поворачивает навстречу улице Нагорной, развернуто строительство очередного особняка. Особняк явно приватный, но охраняет его милиционер: он подозрительно смотрит на двух редких в этот воскресный день прохожих, и нам с товарищем приходится снимать стройку украдкой.
Но вот послышался шум, и к стройке подъехал автобус КАВЗ. Надпись на борту свидетельствовала, что принадлежит он турецкой строительной фирме ОДАК, той самой, что строит мечеть Кул Шариф в кремле. Из автобуса в красивых баках из нержавейки вынесли обед для рабочих. Не побрезговал кормом и мент... Как раз во время трапезы мы, как матерые шпионы, записали время, номер машины и сделали еще пару снимков.

Я часто гуляю по старому центру, и можете мне поверить, что стройка на Тельмана - не единственная приватная стройка, которую стерегут милиционеры. Летний эпизод вспомнился, когда на этой неделе прочитал во "Времени и деньгах" материал Татьяны Мамаевой "Казань, которую мы потеряли". Речь в нем идет о стертой с лица Казани улице Федосеева. Но далеко не одна эта улица исчезла. "Как ни грустно, мы уже не вернем дома, которые могли бы еще долго-долго радовать наш глаз, придавая городу неповторимый облик, найдись умный руководитель, сумевший привлечь инвесторов для их реставрации" - пишет Т. Мамаева.

Умный не нашелся, приходится довольствоваться таким, какой есть. А какой есть тратит время и деньги на дела, весьма далекие от действительной заботы о городе. Чего стоит только поразительная по своей очевидной вздорности затея с "возвращением" ватиканской иконы Казанской Богоматери. Город платил за поездки своего мэра и сопровождавшей его честной компании в Рим, он же раскошелился на оплату беспомощной во всех смыслах поделки - фильма о той самой иконе.
А история с включением Казани в список объктов мирового наследия ЮНЕСКО - вообще история с дурным запашком: лишь самый отъявленный лжец может говорить о том, что Казанский кремль - это "единственная сохранившаяся в России татарская крепость". Между тем именно с этой формулировкой - The only surviving Tatar fortress in Russia - наш кремль был включен в тот список. Можно лишь дивиться поразительной доверчивости чиновников уважаемой международной организации, настолько поразительной, что поневоле прислушаешься к злым языкам, утверждающим, что доверчивость эта была прилично простимулирована.

Говорят, что разрушению целенаправленно подвергается именно русская часть застройки старой Казани и приводят цитаты из публикации замдиректора музея-заповедника "Казанский кремль" Нияза Халитова в журнале "Казань" - там он проводит мысль, что "реконструкция кремля как оплота государственной власти и символа государственной истории - сегодня уже не только чисто архитектурная задача, но так же и политический акт; ее необходимость не может быть подвергнута сомнению". Кремль, "связанный в нашем сознании с русской колониальной и церковной администрацией, вновь обретает татарский образ", - пишет Н. Халитов там же.

Уж не знаю, татарский ли образ будет иметь здание бывшего Дворянского собрания, над которым местные затейники от архитектуры планируют возвести купол, - скорее Казань получит жалкое подобие Рейхстага. Кстати, с русской военной администрацией связано еще и здание Музея изобразительных искусств (это был дом командующего Казанским военным округом) - интересно, когда настанет его очередь? Признавая налет национализма в выборе разрушаемых объектов, я все же не стал бы его преувеличивать. Реальная татарская старина, воплощенная в постройках обеих - Новой и Старой - татарских слобод исчезает и разрушается с не меньшей скоростью. Причем ее исчезновение сопровождается учреждением префектур, созданием специальных фондов и прочими действиями, вроде бы специально направленными именно на сохранение национальной старины. А кроме действий, все это сопровождается еще и разговорами по радио и телевидению и кучей статей в газетах.

Вся эта возня хорошо кормит тех, кто призван охранять памятники и реставрировать их. Как-то так оказывается, что охранители старины лично или через ближайших родственников заинтересованы в том, что бы проектировать новые постройки на месте памятников архитектуры. Заказы на такие проекты могут дать только очень влиятельные люди, а очень влиятельные люди не любят селиться в разных там Салмачах - им подавай улицу Тельмана. И охранители старины идут влиятельным людям навстречу.

Приходится согласиться с Татьяной Мамаевой - мы потеряли старую Казань. Но, как поется в известной песенке, "кто-то теряет, а кто-то находит". Нашли ее те, чьи особняки строят под милицейской охраной. Не очень скоро, но все же когда-нибудь мы узнаем, кто эти счастливцы: имена владельцев особняков в золотом центре Казани не смогут долго быть тайной.

 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: