Культура человечности /
Сергей Костюк: Художественная литература как средство формирования общества будущего
Художественная литература
как средство формирования общества будущего
Доклад на «Зазнобинских чтениях», 3 сентября 2021 г.
Текстовая и видео версии.
Сергей Костюк (Денис Ленский), автор романов "Алгоритмы или Ошибка в коде", "Связь без брака".
Вступление
Рассуждать о роли литературы и искусства в жизни общества можно бесконечно долго. Но все разговоры непременно сведутся к тому, что культура является основой для формирования нашего общего будущего.
Я не писатель. Я программист, и хорошо понимаю, когда культуру сравнивают с информационно-алгоритмической системой, в рамках которой происходит развитие человеческой цивилизации. Вернее, должно происходить. А что же мы видим в реальности?
Из самой читающей страны в мире мы постепенно превращаемся в страну вяло-жующую и пассивно наблюдающую. Люди незаметно разучились не только читать, но и думать. За нас думают другие. Те, кто нами управляет. А о чём они думают – остаётся только догадываться…
В эпоху развития информационных технологий в потребительском обществе сама информация по сути стала не только инструментом управления, но и предметом торга. За наши же деньги нам продают то, что делает нас по сути биороботами. Если раньше делегатам партийных съездов подсказывали в каких местах нужно просто похлопать, а к каких аплодировать с переходом в овацию, то сейчас всем нам ненавязчиво, но очень изощрённо втюхивают, какие книги нужно читать, какие фильмы смотреть и какие песни слушать.
Недавно наткнулся в элитном гастрономе – именно гастрономе, а не супермаркете – на полку с книгами. Видимо, предприимчивые издатели решили метнуть культуру в массы, сообразив, что люди намного чаще посещают гастрономы, а не книжные магазины. И рядом с полками, ломящимися от спиртного, разложили книги. Но не простые книги, а красивые, с качественными обложками и отличной бумагой. Книги, которые учат как правильно жить, чтобы стать таким же успешным, как их авторы.
Раньше я бы даже не задумался над этим. Купил бы одну из них, чтобы осознать свою причастность к цивилизации. Или прошёл бы мимо, чтобы показать своё равнодушие к происходящему. А сейчас не могу. Что же произошло со мной за последние десять лет?
О литературе (5-е выступление). «Безопасное будущее…» 3.09.2021
КОБ
Моя жизнь, как и жизнь любого человека, состоит из определённых этапов. Один из них я провёл в Москве. Вероятней всего, я бы постепенно превратился в москвича-замкадника, циркулирующего по привычному маршруту работа-дом-работа, и с нетерпением ожидающего пятницы, чтобы как следует оттянуться и расслабиться. Но к счастью этого не произошло.
Когда в конце 2011-го зашумела Болотная, я удивился. Я смотрел на людей, которые выползли из тёплых квартир на холодные московские улицы и не понимал, чего им нужно. Было нечто такое, о чём я не подозревал. Любопытство взяло верх над природной ленью, и я решил разобраться.
Если сравнивать Информацию с океаном, то, когда я нырнул поглубже в Интернет, я поначалу едва не захлебнулся от обилия противоречивой информации. В моей голове советской закалки, которая была не готова к такому разнообразию мнений, образовался калейдоскоп. Наверняка то же самое происходит с множеством других людей, которые питаются поверхностными знаниями, полученными из Глобальной Сети.
Но мне повезло. Однажды я открыл для себя КОБ.
Мне нравится выражение «Магия жизненных обстоятельств». Это звучит немного мистически. Но на самом деле, нет ничего удивительного в том, что моё открытие произошло не позже, не раньше, а именно тогда, когда я был к этому готов.
Меня зацепил ютубовский видеоролик, тот самый где Виктор Ефимов выступал перед ФСБшниками. Где-то там, в глубинах моего подсознания, отложилось: нормальный мужик, говорит, вроде, правильные вещи. Но разбираться с религией, с Богом, с собственной психикой было недосуг.
Через некоторое время у меня появилась возможность спокойно и вдумчиво послушать курс лекций генерала Петрова и почитать некоторые работы ВП СССР. И тогда я окончательно убедился в том, что КОБ – это нечто грандиозное! Это именно те знания, к которым стоит присмотреться повнимательней. А ещё через пару лет я напишу об этом периоде: «моя жизнь разделилась на две части: до и после того, как я познакомился с КОБ».
Я нашёл именно то, что искал – универсальный инструмент познания. Инструмент, с помощью которого можно отфильтровать и разложить в голове по понятным полочкам всю противоречивую информацию, которой стало невероятно много. И мне тут же захотелось поделиться своим открытием с остальными.
Однако совершенно неожиданно я натолкнулся на стену неприятия. К великому сожалению, многое из того, что пишут и говорят о Концепции Общественной Безопасности, не соответствует действительности. И у людей, которые что-то понаслышке знают о КОБ, сразу же возникают неприятные ассоциации. Они попросту отворачиваются и не хотят слушать ни о типах строя психики, ни о приоритетах управления, ни о ДОТУ. Как упрямый больной отворачивается от лекарства.
И тут мне пришла в голову идея: раз это лекарство, то нужно его каким-нибудь образом разбавить, а может даже и подсластить. Я стал искать различные способы реализации этой идеи и в конце концов решил написать книгу. Не учебник, не трактат, а лёгкое художественное произведение, в котором в простой и доступной форме будет говориться об основополагающих вещах.
По образованию и по принципу мышления, я не гуманитарий, а технарь. Одно дело писать программы для компьютеров и совершенно другое – художественное произведение. Для того, чтобы постигнуть основы писательского мастерства, мне пришлось пройти несколько учебных курсов.
Первая книга
В результате через несколько лет появилась моя первая книга, которую я назвал «Алгоритмы, или Понедельник начнётся в понедельник». Вы уже, наверное, догадались, что это своеобразное продолжении знаменитой повести братьев Стругацких. Я в сказочной форме изложил свое представление о том, как в одной из ленинградских квартир у группы единомышленников возникла идея написать историко-философский трактат. О том, как ему было придумано название «Мёртвая вода». И о том, как чуть позже книга родилась в державном граде Китеже.
Безусловно, моё первое литературное произведение оказалась сырым, что немудрено для первого блина. Я долго возился, придавая книге более или менее приемлемую форму. Но меня больше волновала не форма, а содержание книги. Одолевали сомнения: не навредит ли моё самодельное «лекарство» непосвящённому читателю? И насколько моя «отсебятина» вписывается в рамки Концепции.
Все мои попытки отправить рукопись на рецензию кому-нибудь из авторского коллектива ВП СССР оказались тщетными. Попасть на встречу с Зазнобиным не удалось. Владимир Михайлович умер до того, как был напечатан первый пробный экземпляр моих «Алгоритмов», в котором одного из героев я вовсе не случайно назвал Михалычем. Однако через своего знакомого мне удалось получить коротенькую рецензию от Михаила Викторовича Величко. Ознакомившись с первыми главами книги, он написал в ответ, что концептуальная идея вполне может быть обёрнута в такую форму. Форму лёгкого художественного произведения, в том числе и сказки. И что в таком случае не обязательно придерживаться хронологичности и достоверности описываемых событий.
И я, вздохнув с облегчением, занялся рассылкой рукописи в издательства. Это оказалось ещё более нелёгким делом. Выяснилось, что я затронул авторские права братьев Стругацких, которые перешли наследникам писателей. Книгу пришлось полностью переписать. Но и в таком, обновлённом виде, издать ее бумажным тиражом не удалось. Даже те издательства, которых книга заинтересовала, предложили издавать её за свой счёт.
В конечном итоге с помощью краудфандинга мне удалось собрать определённую сумму на редакторскую правку. Я издал книгу в «Ридеро» в электронном виде, и сейчас концептуальная фантазия «Алгоритмы, или ошибка в коде» лежит в свободном доступе в Сети. А я под авторским псевдонимом Денис Ленский работаю над её продолжением. По задумке это будет трилогия под общим названием «Связь без брака». Две части уже практически готовы.
Ленинград, 1982 год. В руках четверых приятелей оказываются несколько экземпляров одной и той же газеты из тридцатилетнего будущего. Хотя издания и датированы одним и тем же числом, но их названия и содержание разительно отличаются. Разгадать загадку им помогает человек, обладающий уникальными способностями, приехавший в командировку из Москвы. С помощью магического Зазеркалья друзья совершают виртуальное путешествие по телеэфиру конца 20-го века — начала 21-го. То, что они видят, заставляет их серьёзно задуматься о многовариантности будущего.
Читать — http://denislensky.ru/mistake-in-code/
Современные издатели
В процессе создания книги мне довелось заглянуть на издательскую кухню. На платных курсах писательского мастерства, которые я успешно закончил, учили, как нужно правильно работать с текстом, чтобы он стал продаваемым. Начинающих литераторов пытались убедить, что Россия отстала от цивилизованного мира если не навсегда, то надолго. И что только там, на Западе находится центр, раздающий разнообразные писательские ништяки. И только там возможно творческое признание. И чтобы написать бестселлер – напомню, что бестселлер переводится как хорошо продаваемая книга, – нужно соответствовать определённому шаблону.
Нет ничего плохого в том, что автор старается удержать внимание читателя. Но когда для достижения этой цели используются любые средства и идут в ход методы, позволяющие проникнуть в читательское подсознание – ничего хорошего от такой литературы не жди. В ход идут любые приёмы, пробуждающие в людях низменные инстинкты. Читателям буквально скармливают то, что легко глотается и быстро переваривается.
Там, наверху, где находится центр управления глобализацией, отлично понимают, что требуется для создания общества послушных биороботов-потребителей. И наше общее будущее в самых редких, даже исключительных случаях, изображается светлым и справедливым. Достаточно взглянуть на рейтинг самых читаемых электронных книг на любой виртуальной литературной площадке, чтобы убедиться в том, что они, глобализаторы, успешно продвигаются к своей цели. Вот только несколько названий, навскидку взятых из Топа: «Опасная девочка миллионера» (короткий любовный роман), «Чудо для нефтяного магната» (молодёжная проза), «Невинность в жертву» (романтическая эротика). Набор всевозможных хорроров (ужастиков), попаданцев в другие миры, мистических триллеров. И куча всего, что отвлекает и развлекает. Именно эти течения поддерживаются материально, поэтому нет ничего удивительно, что издатели ориентируются в первую очередь на продаваемость подобных книг. Отсюда и обилие бульварной литературы в Глобальной Сети. Отсюда же и книги, которые продаются в гастрономе.
Заключительная часть
И тем не менее, общество постепенно пробуждается. Лягушка, которая пока ещё вяло плавает в подогреваемой воде, начинает соображать, что её пытаются сварить. И в один прекрасный момент она выпрыгнет из котелка на свободу.
А куда поскачет дальше лягушка русской цивилизаци, зависит от каждого из нас. Будущее – в наших руках. Нужно только это осознать, начать приводить в порядок свой психо-эмоциональный настрой и прислушаться к своей интуиции.
В одной из своих книг устами героев я рассказывал об автосинхронизации и использовал для этого образное сравнение, подслушанное у кого-то из концептуальных гурУ. Это светлячки. Наступит время, и мигающие вразнобой светлячки, подчинившись неведомой силе Природы, замигают в унисон. И тогда тёмная ночная поляна засверкает огнями. И все люди увидят, как прекрасен наш мир.
На этой жизнеутверждающей ноте можно было бы закончить свой доклад, но я хочу сказать ещё несколько слов.
Что я усвоил после того, как задался целью продвигать концептуальные идеи с помощью художественной литературы?
Первое: фантазии и мечты – это здорово. Но они начнут осуществляться лишь тогда, когда человек, не дожидаясь команды сверху, сам начнёт действовать. И второе. Если хочешь что-то в этой жизни изменить, нужно начинать изменения с себя.
«Связь без брака» — читать